Нажмите


Добро пожаловать!

Этот дневник посвящен жизни и творчеству великого художника и артиста мирового кино - Чарли Чаплина.
Все материалы о нем я выкладываю в блоге, а этот дневник создан в привязке к нему для удобства отслеживания обновлений. Здесь вы найдете анонсы статей, фотографии, интересные факты, видео и многое другое. Я придаю большое значение качеству информации, поэтому стараюсь публиковать только проверенные и объективные сведения из реальных источников, которые при необходимости перевожу сама. Своей задачей я вижу именно публикацию материалов на русском языке, поскольку лишь малая часть того, что было написано о Чаплине, существует в переводах, и я надеюсь хоть как-то этот пробел заполнить.
Я буду рада, если этот блог окажется востребован среди почитателей таланта Чарли Чаплина, и приглашаю вас вместе со мной исследовать жизнь этого невероятно одаренного, сложного и противоречивого человека.

@forever_chaplin в Твиттере
URL
16:06 

Чарли Чаплин и Махатма Ганди

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
В этот день, 22 сентября 1931 года Чаплин встретился с Махатмой Ганди во время своего визита в Лондон. Считается, что эта встреча также послужила одним из источников вдохновения для фильма "Новые времена".


Большое фото >>>

Ниже привожу отрывок из автобиографии Чаплина, в котором он описывает свою встречу с Ганди:

Вскоре после посещения Чартуэлла я познакомился с Ганди. Я всегда уважал этого человека и восхищался его политической проницательностью и железной волей. Но мне казалось, что его поездка в Лондон была ошибкой. В условиях Лондона его легендарный образ тускнел, а его подчеркнутая религиозность утрачивала внушительность. Национальная одежда, которую он носил довольно небрежно, не вязалась с сырым и холодным климатом Англии. Его приезд в Лондон дал обильную пищу для острот и карикатур. Такой человек производит более сильное впечатление на расстоянии.
Меня спросили, хочу ли я с ним познакомиться; конечно, мне было очень интересно его увидеть.
Мы встретились с ним в маленьком скромном доме в трущобах за Ист-Индиа на Док-роуд. На улицах толпился народ, оба этажа дома были битком набиты журналистами и фотографами. Наша беседа проходила в небольшой комнатке на втором этаже. Махатма еще не прибыл, и, ожидая его, я думал о том, что ему скажу. Я слышал о его заточении, о голодовках в тюрьме, о его борьбе за освобождение Индии и смутно что-то знал о его противодействии техническому прогрессу в стране.
Наконец послышались громкие крики приветствий - Ганди выходил из такси, неловко подбирая края своей одежды. Это было довольно странное зрелище: среди лондонских трущоб непонятная фигура чужестранца, окруженная радостно возбужденной толпой. Ганди поднялся наверх и подошел к окну, затем поманил меня, и мы вместе приветственно помахали собравшимся на улице людям.
Едва мы сели на диван, как засверкали вспышки фотоаппаратов. Я сидел по правую руку от Махатмы. Наступила неловкая пауза - тот страшный момент, когда мне нужно было сказать что-то очень умное на тему, о которой я имел лишь самое слабое представление. Моя соседка справа, довольно надоедливая девица, принялась что-то мне рассказывать. Я не слушал ее, но согласно кивал головой, все думая о том, что же мне сказать Ганди. Я понимал, что начать разговор должен я, - не мог же Махатма поблагодарить меня за удовольствие, которое ему доставил мой последний фильм. Я сомневался, бывал ли он хоть раз в жизни в кино. И тут одна из индийских дам властно перебила мою словоохотливую соседку:
- Мисс, будьте добры, замолчите и дайте мистеру Чаплину поговорить с Ганди.
В переполненной комнате наступила тишина. Похожее на маску, лицо Махатмы выражало ожидание, и мне показалось, будто вся Индия ждет моих слов.
- Понятно, я всячески сочувствую надеждам Индии и ее борьбе за свободу, - сказал я откашлявшись. - Однако я не совсем понимаю, почему вы отрицаете машины?
Махатма кивнул и улыбнулся.
- В конце концов, если машины использовать в альтруистических целях, - продолжал я, - они могут освободить человека от цепей рабства, сократить часы его работы и дать ему время развиваться духовно и радоваться жизни.
- Понимаю, - сказал он невозмутимо. - Но прежде чем Индия сможет достигнуть этой цели, она должна освободиться от господства Англии. В прошлом именно машины поставили нас в зависимость от нее, а избавиться от этой зависимости мы можем, только бойкотируя все товары машинного производства. Вот почему мы считаем патриотическим долгом каждого индийца самому прясть свой хлопок и самому ткать себе одежду. Это наш способ борьбы с такой могущественной нацией, как Англия, а кроме того, есть и другие причины. В Индии другой климат, не такой, как в Англии, у ее народа другие обычаи, другие потребности. В Англии холодный климат требует энергичного развития машинного производства и сложной экономики. Вам нужно производство вилок, ножей и ложек, а мы обходимся пальцами. И эти различия заходят далеко.
Мне преподали очень понятный и наглядный урок тактики и стратегии борьбы Индии за независимость, разработанной, как это ни парадоксально, очень реалистически и зрело мыслящим мечтателем, обладающим железной волей в достижении своих целей. Ганди сказал мне также, что высшая степень независимости заключается в отказе от всех ненужных вещей и что насилие в конце концов само себя уничтожает.
Когда все разошлись, он спросил меня, не хочу ли я остаться и посмотреть, как они будут молиться. Махатма сел по-турецки на пол, а пятеро остальных уселись в кружок около него. Это было странное зрелище: шесть фигур на полу маленькой комнатки, в самом сердце лондонских трущоб, озаренных шафрановым светом заходящего солнца, а я сам на диване, смотрю на них и слушаю, как они смиренно, нараспев произносят свои молитвы. "Что за парадокс!" - думаю я, глядя на этого чрезвычайно здравомыслящего человека с умом юриста, превосходно разбирающегося в политической обстановке, и наблюдая, как вся его прозаическая проницательность растворяется в напевной молитве*.

А здесь можно посмотреть, как Чаплин и Ганди "приветственно машут" собравшимся на улице людям, при этом Чаплин только чудом не выпадает из окна:



_____________
*Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М. : Искусство, 1990. Т. 1. С. 247-249.

@темы: Mahatma Gandhi, В этот день, Видео, Цитаты

11:34 

Happy Birthday, Dawn Addams!

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
С Днем рождения, Доун Аддамс!

(21 сентября 1930 — 7 мая 1985)
>>>

@темы: Dawn Addams, СДР!

12:44 

Чаплин с оркестром Эйба Лаймена

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Здесь представлены две довольно известные музыкальные композиции Чаплина, записанные с оркестром Эйба Лаймена в 1925 году предположительно для "Золотой лихорадки" (хотя я не очень представляю, в каких эпизодах они могли бы звучать), либо для исполнения перед фильмом: Sing A Song и With You Dear, In Bombay.

А вы знаете, что в этой записи можно услышать два небольших соло на скрипке в исполнении самого Чаплина? Sing A Song - примерно на отметке 1:40 и With You Dear, In Bombay - примерно на отметке 4:05.



Источник информации: Discovering Chaplin.

@темы: Музыка, Аудио, Abe Lyman

22:47 

И о печальном...

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Дорогие читатели!
У меня полетел компьютер, поэтому блог приходится отправить на внеплановые каникулы : ( Пока не знаю, как надолго, но как минимум недели на две. Возможно, дольше. Я постараюсь не пропадать совсем и хотя бы изредка что-то постить, но с чужого компьютера особенно не распишешься. Поэтому пока как-то так. Не теряйте меня, я вернусь.

@темы: Орг. пост

22:34 

В этом месяце: Сентябрь

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Продолжение серии постов об интересных событиях в жизни Чарли Чаплина, происходивших в текущем месяце. Сентябрь - месяц важных путешествий. Я уже упоминала кое о чем в других постах, но эти события так хорошо встают в один ряд, что, пожалуй, повторить будет не лишним.

***

В этом месяце: СЕНТЯБРЬ

1910 год. Чаплин впервые выезжает на гастроли в США.
В 1910 году Альфред Ривз, менеджер американской труппы Карно, вернулся в Англию, чтобы набрать новый состав для американского тура. Эми Министер, одна из актрис труппы Карно, ставшая женой Ривза аккурат во время грядущих гастролей, посоветовала ему обратить внимание на "одного способного мальчика" - Чарли Чаплина. Ривз решил взглянуть на него. Чаплин тогда играл в скетче "Бесстрашный Джимми" (Jimmy the Fearless).

"Я заглянул как раз в ту минуту, когда он с большим жаром произносил классическую фразу: "Грянул выстрел, и еще один краснокожий рухнул на землю!.."
Он был точь-в-точь лондонский мальчишка, знающий каждый уголок города, - мальчишка, который умело лавирует среди мчащихся карет и авто и чудом остается в живых. Кепочка у него была сдвинута на затылок, рукава ему были коротки, манжеты обтрепаны - он давно вырос из костюма.
Но какая это находка, я понял только тогда, когда увидел один неподражаемый жест. Отец велит ему оставить книжку и приняться за ужин. "Давай ешь, сынок", - говорит он, подпихивая к нему булку. И вот я заметил, что Чарли режет хлеб, не поднимая глаз от книги. Особенно же меня поразило, что по рассеянности он держит нож в левой руке. Я не знал тогда, что Чарли левша. Дорезал булку до конца и потом, смотрю, превратил ее в какую-то гармошку". [1]

Через несколько лет Чаплин повторил этот трюк в фильме "Бегство в автомобиле" (A Jitney Elopement). После спектакля Ривз заглянул к нему в гримерную и спросил, не хочет ли он поехать в Америку. "Очень буду рад, если возьмете", - ответил Чаплин.

"Я сказал, что надо поговорить с Карно. Услышав это, он стер с лица остатки грима, широко улыбнулся, и я увидел, что он красивый. Еще там, в уборной, я твердо решил его взять".
"Ладно, - сказал Карно, - берите его в американскую труппу, если, по-вашему, он дорос до таких ролей". Мы тогда играли "Вечер в английском мюзик-холле", "Вечер в лондонском клубе" и "Вечер в лондонском тайном обществе".
"Конечно дорос, - сказал я. - Он годится для любой роли, и по возрасту, и по уму, и по таланту". [2]

Сам Чаплин, узнав, что Альфред Ривз набирает новую труппу, со своей стороны сделал все, чтобы ему понравиться. Америка виделась ему, как и многим другим, страной новых возможностей. Он чувствовал, что на английской сцене ему некуда больше расти, возможности его в этой стране очень ограничены и, если он останется в Англии, перспектив у него не будет практически никаких. В Америке же, казалось ему, он сумеет добиться большего. По воспоминаниям Чаплина Карно не сразу дал положительный ответ, и ему пришлось какое-то время мучиться неизвестностью. Только когда Карно увлекся новым скетчем "Уоу-уоус" (The Wow-Wows), он согласился отправить Чаплина в Америку в качестве исполнителя главной роли в нем.
Новая труппа отплыла на корабле "Каирнрона" 22 сентября 1910 года. Это было судно для перевозки скота, поэтому путешествие оказалось не самым комфортным для актеров. Тем не менее, они не унывали.

"Каирнрона" было судном для перевозки скота, но никакого скота на борту не было, разве что считать скотом нас - ведь иногда мы именно так себя и ощущали, - вспоминал Стэн Лорел, который выступал вместе с Чаплином в составе той же труппы. - По крайней мере, еда по большей части напоминала фураж; да и погода нас не баловала. Но нам было весело, ведь мы все занимались отличным делом, мы были молоды, и мысль о том, куда мы едем, приводила нас в восторг. Никогда не забуду того, что случилось потом. Мы все сидели на палубе, наблюдая за появлявшимся из тумана материком. Вдруг Чарли подбежал к перилам, стащил с головы шляпу и, размахивая ею, закричал: "Америка, я еду завоевывать тебя! Мое имя будет на устах каждого мужчины, женщины и ребенка - Чарльз Спенсер Чаплин!" Мы шутливо освистали его, он церемонно поклонился нам и сел на место. Много лет спустя, когда бы я ни встречался с кем-либо из старой труппы [Карно], мы всегда вспоминали этот эпизод и дивились тому, как прав тогда оказался Чарли". [3]

Как бы там ни было, первый тур не привнес больших изменений в жизнь Чаплина, и в июне 1912 года он вместе с труппой вернулся в Англию. Удача улыбнулась ему лишь во время второго тура - именно тогда его наконец-то заметили и предложили сниматься в кино. Дальнейшая история всем известна.
Подробнее о двух американских турах Чаплина можно почитать здесь.


На борту "Каирнроны". Слева направо: Альф Ривз, Эми Министер, Мюриэль Палмер и Чарли


Чаплин в Сан-Франциско. Слева стоит Альф Ривз.

1921 год. Чаплин возвращается в Европу и навещает Лондон первый раз за девять лет своего отсутствия.

Паштет из почек, грипп, телеграмма... Такова была триада; из нее возник начальный импульс. Хотя не исключены и неосознанная тоска по родине, и желание услышать аплодисменты в Европе. И вот я решился на поездку.
Целых семь лет я грелся в горячих лучах вечного солнца Калифорнии, солнца, искусственно усиливаемого в киноателье лампами Купера - Хьюиша. Целых семь лет я работал, охваченный одним-единственным стремлением. В конце концов мне захотелось бежать отсюда. Бежать из Голливуда, от киноколонии, подальше от сценариев, запаха целлулоида в ателье, контрактов, газетных заметок, монтажных, от толп народа, купающихся красоток, традиционных тортов с кремом, больших башмаков и маленьких усов. Я находился на вершине успеха, но такого успеха, который уже грозил застоем.
Мне хотелось эмоциональной разрядки. Возможно, эту причину трудно воспринять всерьез, но уверяю вас, что даже клоуну не чужды светлые мысли. И я как раз нуждался хотя бы в толике их. [4]

Желание сделать перерыв и отдохнуть от всего было вполне объяснимо, ведь Чаплин непрерывно работал много лет - еще и до того, как пришел в кино. Предстоящая премьера "Малыша" в Лондоне послужила хорошим поводом для поездки. Вполне возможно, не последнюю роль сыграло и письмо от Хетти Келли, первой влюбленности Чаплина, которое он получил в 1918 году и в котором она приглашала его навестить ее, если он когда-нибудь снова будет в Лондоне. Чаплин еще не знал, что Хетти умерла тогда же, в 1918-м от инфлюэнции.
Как бы там ни было, решение поехать в Европу возникло у него спонтанно, и, отложив работу над новым фильмом, он тут же воплотил свое решение в жизнь, взбаламутив окружающих.
3 сентября Чаплин отплыл из Нью-Йорка на пароходе "Олимпик" - на том же судне, на котором он покинул Англию вместе с труппой Карно в 1912 году. Тогда он плыл во втором классе, а теперь мог позволить себе каюту-люкс. "Я знал Лондон, как знают его обитатели лэмбетских трущоб, а сейчас, богатый и знаменитый, я увижу Лондон новыми глазами, будто первый раз в жизни", - писал он в своей автобиографии. [5] Компанию Чаплину в этой поездке составляли его секретарь Том Харрингтон, пресс-секретарь Карлайл Робинсон и друг Чаплина - писатель Эдвард Ноблок.
Иронично, но когда он уезжал из Англии в 1912 году, то был никому не нужен. Теперь его везде встречали огромные толпы поклонников и репортеров. Именно во время этой поездки Чаплину предстояло осознать, насколько далеко за пределы Соединенных Штатов распространился его успех.


Чаплин прибывает в Саутгемптон на борту "Олимпика" 9 сентября 1921 г.


Окруженный толпой поклонников у входа в отель Ритц (Лондон)

1952 год. Чаплин с женой и детьми отплывает из Нью-Йорка на лайнере Queen Elizabeth, следующем в Англию. Он собирался присутствовать на мировой премьере "Огней рампы" в Лондоне, а после устроить себе отпуск и показать Уне город своего детства. Ему суждено было вернуться в Америку лишь через двадцать лет: 19 сентября во время обеда Гарри Крокер, также сопровождавший Чаплина в этой поездке, получил каблограмму, в которой сообщалось, что разрешение на въезд в США для Чаплина было аннулировано. Страна, которая позволила ему взлететь на недостижимую высоту, в конечном итоге отвернулась от него.
Более подробно об этом дне я уже писала здесь.


Чаплин и Уна с детьми на борту Queen Elizabeth

Большие фото в блоге >>>

_____________
[1] Цит. по: Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. М., 1989. С. 80-81.
[2] Цит по: Там же.
[3] Цит. по: McCabe J. Charlie Chaplin. London, 1979. P. 38-39.
[4] Чаплин Ч.С. Моя поездка за границу // О себе и своем творчестве. М., 1991. Т. 2. С. 6.
[5] Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М., 1990. Т. 1. С. 195.

@темы: Alf Reeves, Fred Karno Company, Oona O'Neill Chaplin, Stan Laurel, В этом месяце, Воспоминания о Чаплине, Путешествия, Ранние годы

13:46 

Happy Birthday, Wheeler Dryden!

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
С Днем рождения, Уилер Драйден!

(31 августа 1892 — 30 сентября 1957)
>>>

@темы: Wheeler Dryden, СДР!

23:53 

Чаплин на заводе Форда, 1923 г.

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Первые идеи для фильма "Новые времена" появились у Чаплина гораздо раньше, чем принято думать. Еще в октябре 1923 года Чаплин посетил автомобильный завод Генри Форда в Хайленд-Парке (первый завод, на котором был введен ленточный конвейер), где имел возможность лично понаблюдать за производственным процессом. Нет сомнений, что для него это был важный опыт, и свой эпизод с рабочими у конвейера он снимал, основываясь на своих непосредственных воспоминаниях о том визите.


Чаплин, Генри Форд (справа) и его сын Эдсель

Интернет принес еще пару фотографий из той же серии:





А вот еще одна, на мой взгляд, крайне интересная фотография. Здесь Чаплин запечатлен среди рабочих у того самого конвейера на заводе Форда (и его буйные кудри помогут вам легко найти его среди них). Фотография сделана не то в 1923, не то в 1925 году. Книга Modern Times - Tempi Moderni относит ее к 1925 году, основываясь на том, что Чаплин сам ссылался на свой визит на завод осенью 1925 года. Однако поскольку речь об этом шла аж в 1938 году, мне кажется, он мог просто перепутать год. Заметьте, что и там, и там дело происходит осенью. Навскидку я не смогла найти никакой информации о его повторном визите на завод в Форда в 1925 году, зато визит 1923-го описан во всех подробностях. Поэтому, думается мне, все эти фотографии сделаны в одно время.
Это также одна из редких фотографий молодого Чаплина в очках.



На этом с постами по "Новым временам" я пока закончу. Это не всё, что есть интересного в той книге, но пора уделить внимание и другим темам. А к интересному я еще обязательно вернусь в будущем.

Большие фото в блоге >>>

@темы: Modern Times

13:32 

Концепт-арт к "Новым временам": часть 2

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Вторая порция концепт-арта к фильму "Новые времена". На этот раз иные локации помимо фабрики. Ресторан здесь мне очень уж нравится.







Большие картинки >>>

@темы: Modern Times

11:18 

Концепт-арт к "Новым временам": часть 1

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Продолжаю спамить картинками из книги Modern Times - Tempi Moderni. Помимо фотографий, в ней опубликовано много концепт-арта к фильму. Среди них встречаются очень красивые рисунки. Особенно много набросков, использовавшихся для разработки дизайна фабрики. Ниже представлены некоторые из них.











Большие картинки >>>

@темы: Modern Times

23:39 

Чаплин на съемках фильма "Новые времена": 16 октября 1934 г.

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Продолжение фотоспама по "Новым временам". Еще две фотографии, которые, на мой взгляд, достойны отдельного поста :D





Большие фото >>>

Книга Modern Times - Tempi Moderni относит эти фотографии к конкретному съемочному дню: вторник, 16 октября 1934 года. Съемки в этот день проходили с 18:30 до 05:10 утра следующего дня. Прилагаемый к фото студийный отчет гласит следующее:

"Съемки в павильоне с генератором. Из-за сильного ливня работа приостановлена на полтора часа. Дождь проник сквозь подвесной брезент и повредил часть декораций. Горячий ужин подан в час ночи. Съемки велись остаток ночи до 5:10 утра среды"*.

Судя по тому, что написано в отчете, могу предположить, что Чаплин на этих фото промок под дождем?

_____________
*Modern Times - Tempi Moderni: Progetto Chaplin n. 2. Genova : Le Mani - Microart's Edizioni, 2004. P. 118.

@темы: Modern Times

14:32 

Фото со съемок: "Новые времена"

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Итак, выкладываю первую порцию обещанных фотографий. Чаплин и Полетт Годдар на съемках фильма "Новые времена":




Интересно, что Чаплин здесь сам тащит тележку с операторами


Человек, сидящий в кресле на переднем плане - возможно, Генри Бергман, но точно сложно сказать, к сожалению.


Полетт засекла фотографа.



Большие фотографии в блоге >>>

@темы: Paulette Goddard, Modern Times

14:39 

Чаплин на съемках фильма "Новые времена": анонс

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Ко мне приехала очень долгожданная книга, посвященная фильму "Новые времена", и по этому случаю ближайшие неделю-две я планирую спамить интересными фотографиями оттуда.

Для затравки: обложка книги, которая одновременно является и фотографией. Мне никогда не удавалось толком рассмотреть Чаплина на этом фото, пока я не отсканировала его (фото) в огромном разрешении.



Смотреть большое и очень большое фото >>>

@темы: Modern Times

13:04 

"Лицо на полу бара" (1914)

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Чаплин в короткометражке "Лицо на полу бара" (The Face on the Barroom Floor), выпущенной в этот день 104 года назад. Эта пародия на популярную в то время одноименную поэму Хью Антуана д’Арси - первая попытка Чаплина вызвать у зрителей не только смех, но и симпатию.


Большое фото >>>

@темы: Keystone, The Face on the Barroom Floor

23:38 

The Bank (1915)

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Сегодня исполняется 103 года фильму "Банк" (The Bank). Этот сюжет, представляющий из себя переработанную версию короткометражки The New Janitor (1914), является еще одним из ранних экспериментов Чаплина с драматическим жанром и обычно высоко оценивается в рамках его раннего периода творчества.



Смотреть много скриншотов в блоге >>>

@темы: Essanay, The Bank

00:07 

В этом месяце: Август

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Продолжение серии постов об интересных событиях в жизни Чарли Чаплина, которые происходили в текущем месяце. Август оказался непростым месяцем для Чаплина в плане его отношений с женами.

***

В этом месяце: АВГУСТ

1920 год. Милдред Харрис подает в суд прошение о разводе. К этому времени супруги давно не жили вместе - Чаплин перебрался в лос-анджелесский "Атлетик Клаб", Милдред же осталась в их доме в Беверли-Хиллз. Поначалу казалось, что им довольно быстро удалось урегулировать все вопросы - Милдред приняла предложение Чаплина выплатить ей 100 000 долларов при разводе - однако в последний момент отказалась подписать соответствующие бумаги. Адвокат Чаплина заподозрил, что здесь дело нечисто - и оказался прав. Параллельно с семейными проблемами, у Чаплина возникли разногласия с компанией First National по поводу платы за "Малыша", и он предполагал, что компания может попытаться действовать через Милдред и наложить арест на его картину. Чтобы избежать этого, ему пришлось уехать монтировать фильм в другой штат и всячески уклоняться от повестки в суд. О приключениях, которые довелось пережить негативам "Малыша", можно почитать тут.
Как бы там ни было, стороны в конце концов достигли соглашения, и Милдред получила обещанные ей 100 000 долларов и часть общего имущества. После этого Чаплин мог спокойно продать "Малыша" компании First National.
Надо сказать, что шумиха, поднявшая в прессе вокруг развода Чаплина и Милдред, кажется вполне безобидной на фоне того скандала, что случился семью годами позже при разводе Чаплина с Литой Грей. С Милдред они расстались достаточно мирно. И несмотря на то, что этот брак оказался разочарованием для обоих, Чаплин никогда не держал обиды на Милдред, которая, в отличие от Литы, не пыталась разрушить его карьеру.

1927 год. Суд выносит решение о разводе Чаплина и его второй жены Литы Грей.
После того, как в середине января того же года Лита подала на развод, и после того, как на него обратила внимание налоговая инспекция, Чаплин предпочел уехать в Нью-Йорк и находился там восемь месяцев, покуда адвокаты Литы не решили поторопить события и не пригрозили назвать имена "пяти известных киноактрис", с которыми Чаплин, согласно их обвинению, поддерживал интимные отношения во время брака. Чаплин не захотел никого компрометировать и согласился уладить дело деньгами. Перед последним слушанием дела он вернулся в Лос-Анджелес, однако перед этим заехал в Сан-Франциско, чтобы посовещаться со своими адвокатами, а после провел пару дней в Дель Монте со своим адвокатом Натаном Берканом и своим другом, режиссером Генри Кингом.


Чаплин, Натан Беркан и Генри Кинг в Дель Монте, август 1927 г.

Слушание дела было назначено на 22 августа, и хотя первый день после своего приезда Чаплин провел в уединении в доме своего брата Сида, тем же вечером он покинул свое убежище в компании Генри Бергмана и поехал к себе домой на Саммит Драйв, чтобы повидаться с сыновьями - Чарли-младшим и Сиднеем. Лита, ее мать и мальчики жили в этом доме последние несколько месяцев по распоряжению суда. Чарли и Лита "обменялись приветствиями и справились о здоровье друг друга". Затем Чаплин "разыскал своих малышей и около получаса нежничал и играл с ними" под наблюдением Литы и ее матери. Перед его уходом Лита сообщила ему, что он может навещать детей в любое время, когда захочет.
Позднее в этот же день Чаплин заехал на студию, однако, согласно Бергману, держался замкнуто. "Он в отчаянии и не хочет никого видеть. Он не избегает людей, но предпочел бы остаться в одиночестве". Чаплин дважды посетил ресторан Генри на Голливудском бульваре, где "рассеянно кивал друзьям и знакомым". Когда вечером он не вернулся в дом Сида, все решили, что он уехал прокатиться на машине в одиночестве.
19 августа адвокаты обеих сторон пришли к соглашению о размере выплат, и все было решено на недолгом судебном заседании 22 августа 1927 года. Лита сняла почти все выдвинутые ею обвинения, кроме обвинения своего бывшего супруга в жестокости. Она получила компенсацию в размере 625 000 долларов и опекунские права на детей с созданием трастового фонда в размере 100 000 долларов на каждого ребенка. На тот момент это были рекордные суммы для дел такого рода. Чаплину было дано право навещать сыновей.
Официально брак считался расторгнутым через год после вынесенного судом решения.


Чаплин и его адвокат Гэвин Макнаб, август 1927 г.

1932 год. Чаплин подает через своего адвоката официальный протест против привлечения его сыновей к работе над кинокартинами (Fox Film Corporation предложил Лите Грей сняться в нескольких картинах вместе с Чарли-младшим и Сиднеем). После двух слушаний решение суда было вынесено в пользу Чаплина. Лита с этим решением не согласилась и потребовала провести еще одно слушание, однако вердикт остался прежним. Лита заявила, что подаст апелляцию.
Общественность, однако, встала на сторону Чаплина. "Хорошая мать, - писала Boston Globe, - позаботится о том, чтобы у ее детей было нормальное детство". Чаплина неожиданно поддержала даже Милдред Харрис, у которой подрастал уже собственный шестилетний сын, Джонни Макгаверн.

"Я могу понять, что Лите Грей Чаплин нелегко отказаться от контракта в 65 тысяч долларов, который, как она, очевидно, полагает, имел бы огромное значение для будущего ее мальчиков, - заявила она журналистам. - Но лично я предпочитаю, чтобы мой ребенок ничем профессионально не занимался до тех пор, пока не станет достаточно взрослым и не поймет, что именно ему по душе. Я снимаюсь в кино с восьми лет. Дело вовсе не в том, что у актеров-детей трудная жизнь. Как раз наоборот. Опасность в том, что их избалуют и испортят".

Чарли и Сидней были крайне расстроены таким положением дел, но Чаплин объяснил им свою позицию:

"Если вам, мальчики, по-настоящему хочется играть в кино, то нет ничего хуже для вас самих, чем приступить к этому именно сейчас. На вас навесят ярлык актеров-детей и, чуть только вы превратитесь в угловатых подростков, выставят за дверь. В этом случае вам придется вести изнурительную борьбу за возвращение, потому что в памяти у всех и каждого вы будете миленькими умненькими крошками. Но если желание стать актерами не покинет вас и тогда, когда вы подрастете, я не буду вам препятствовать".

Конечно, братьям было обидно, однако позднее они оценили отцовскую мудрость.
Суд разрешил провести еще одно слушание, и Лита написала Чаплину письмо на десяти страницах, умоляя дать согласие на участие мальчиков в съемках. В нем она попыталась объяснить, почему это было для нее так важно:

"В деле о разводе я оказалась представлена в самом непривлекательном и несправедливом свете... Даже сегодня многие готовы поверить любым гадостям, которые обо мне говорят. Я знаю, и ты знаешь... обвинения в том, что я была "маленькой мексиканской охотницей за богатством без образования и воспитания", а то и гораздо более худшие все еще звучат в мой адрес, и им по-прежнему верят... Я начала учиться и пошла в водевиль главным образом из-за того, что это дало мне возможность появиться перед публикой в надежде, что непосредственный контакт с ней поможет изменить представление обо мне как о человеке грубом, вульгарном и необразованном".

Однако письмо не тронуло Чаплина. Он счел его слишком длинным, перегруженным ненужными подробностями, а самое главное - неточным. Он был раздражен из-за того, что его снова вызвали в суд (причем повестку ему вручили как раз тогда, когда он навещал своих сыновей - дело было уже в октябре) разбираться с вопросом, который он считал давно закрытым.
26 октября оба родителя появились в зале суда, где дело окончательно решилось в пользу Чаплина. Много позже Лита признала, что он был прав в этом вопросе. Тем не менее, она всегда считала, что им двигали не столько родительские чувства, сколько нежелание, чтобы имя Чаплин появлялось в фильмах, над которыми он не имел контроля.


Чаплин в суде Лос-Анджелеса на слушании дела против Литы Грей, август 1932 г.
Большое фото >>>


*Источники:
1. Chaplin C. My Autobiography. - London : Penguin Books, 2003. - P. 237.
2. Discovering Chaplin: первая ссылка, вторая ссылка.
3. Grey Chaplin L., Vance J. Wife of the Life of the Party : a memoir. - Lanham, Md. : The Scarecrow Press, Inc., 1998. - P. 113-115.
4. Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. - Москва : Радуга, 1989. - С. 337, 409-410.

@темы: Charlie Chaplin Jr., Henry Bergman, Lita Grey, Mildred Harris, Sydney Chaplin, В этом месяце

23:29 

Лита Грей с сыновьями

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.

Лита Грей, Чарли Чаплин-младший (слева) и Сидней Чаплин

Мальчики одеты в форму военной академии Блэк Фокс (Black-Foxe), куда их отправили в 1933 году. Идея принадлежала Чаплину-старшему, который считал, что в окружении его детей "слишком много женщин" и что строгая дисциплина пойдет им на пользу. Лита поддержала его решение. Чаплин прислал список школ, которые он сам одобрил, и Лита с матерью выбрали Блэк Фокс, поскольку она располагалась в Голливуде и ее также посещали дети других кинозвезд.

Большое фото >>>

@темы: Charlie Chaplin Jr., Lita Grey, Sydney Chaplin

20:38 

Речь Чаплина для антифашистского митинга 22 июля 1942 г.

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
В начале 40-х годов (после выхода "Великого диктатора") Чаплин активно выступал в поддержку России во Второй мировой войне и за открытие второго фронта. В этот день семьдесят шесть лет назад он произнес речь по радиотелефону для антифашистского митинга в нью-йоркском Мэдисон-скуэр-гарден в поддержку требований о немедленном открытии второго фронта в Европе. Митинг проводился по инициативе Совета Конгресса промышленных организаций, на нем собралось около шестидесяти тысяч профсоюзных активистов и представителей других организаций. Весь предшествовавший день Чаплин потратил на подготовку своей речи, которая длилась четырнадцать минут. Впоследствии она была опубликована под названием "Демократия восторжествует или погибнет на полях сражений в России".

***

«На полях сражений в России решается вопрос о жизни и смерти демократии. Судьба союзнических наций находится в руках коммунистов. Если Россия потерпит поражение, Азиатский континент – самый обширный и самый богатый на земном шаре – подпадет под власть нацистов. Поскольку весь Восток практически подчинен японскому влиянию, нацисты будут контролировать почти все наличные средства ведения войны. Какими шансами мы будем располагать для победы над Гитлером?

Если Россия будет побеждена, мы окажемся в безнадежном положении вследствие транспортных трудностей, растянутых коммуникаций, недостатка стали, жидкого горючего, каучука. Стратегия Гитлера и имеет целью разделять, чтобы завоевывать.

Есть люди, которые утверждают, что война в таком случае продлится от десяти до двадцати лет. По моему мнению, это прогноз оптимистов. В условиях противостояния столь мощному противнику будущее для нас окажется весьма неопределенным.

Русским необходима помощь. Они просят об открытии второго фронта. Мнения союзных наций по вопросу о возможности второго фронта разделились. Нам твердят, что союзники не имеют необходимых запасов. Потом нам говорят противоположное. Нас уверяют также в том, что не следует рисковать открытием второго фронта, ибо это может завершиться поражением, что нельзя начинать наступление прежде, чем все к нему, до последней мелочи, не будет готово. Но можем ли мы ждать до тех пор? Можем ли мы тянуть, чтобы бить наверняка? В войне не существует стратегии, гарантирующей полную безопасность. В этот момент немцы находятся в 50 километрах от Кавказа. Если Кавказ падет, потеряно будет 95 процентов русской нефти. Когда умирают десятки тысяч, а угроза смерти нависла над миллионами, мы должны честно сказать то, что думаем. Нас спрашивают об этом народы.

Нам сообщили, что мощный экспедиционный корпус высадился в Ирландии. Что 95 процентов наших караванов с успехом прибывают в Европу. Что два миллиона хорошо вооруженных англичан готовы вступить в бой.

Что же мы ждем, когда положение в России столь опасно?

Речь не идет о том, чтобы создать разногласия между правительственными кругами в Вашингтоне и Лондоне. Мы просим их развеять сомнения людей, вселить в них доверие, создать единство для будущей победы.

Россия сражается у последней черты, но она самый надежный оплот союзников. Мы защищали Ливию – и потеряли ее. Защищали Крит – и потеряли его. Защищали Филиппины и другие острова Тихого океана – и потеряли их. Но мы не можем рисковать потерей России – последней линией защиты демократии.

Мы должны сделать все, чтобы спасти наш мир, нашу жизнь, нашу цивилизацию, по которым наносятся все новые удары.

Потеря русскими Кавказа была бы ужасной катастрофой для дела союзников. Тогда из своих нор вылезут "пацифисты". Они потребуют заключения мира с Гитлером-победителем. Они заявят: зачем жертвовать жизнью американцев, когда мы можем заключить соглашение с Гитлером? Остерегайтесь этой нацистской ловушки! Нацистские волки готовятся обрядиться в овечью шкуру. Они предложат нам выгодные условия мира, и, не успев опомниться, мы окажемся в плену их идеологии. Тогда мы станем рабами. Они уничтожат нашу свободу, завладеют нашими умами, навяжут нам единый язык, будут хозяевами наших жизней. Миром станет управлять гестапо. Фашисты будут распоряжаться нами и на расстоянии. Таким в действительности окажется мир будущего.

Обладая господством в воздухе, нацисты подавят всякое сопротивление их новому "порядку". Прогресс человечества окажется приостановленным. Права национальных меньшинств, права трудящихся, права граждан будут уничтожены, превращены в прах. Если мы послушаем "пацифистов", если мы пойдем на мир с Гитлером-победителем, его диктаторский режим возьмет под контроль весь мир.

Будем же бдительными, мы, защитники демократии! Мы, любящие свободу и свободу слова! Не дадим себя покорить! Будем же остерегаться "пацифистов", которые всегда поднимают голову после катастрофы!

Если мы будем бдительными, если мы сохраним свой дух, нам нечего бояться. Не надо забывать, что Англия была спасена именно благодаря своему духу. Если дух и нашего народа останется непокоренным, победа будет обеспечена.

Гитлеру не раз сопутствовала удача. Война в России имеет для него решающее значение. Дай же Бог, чтобы он не мог этим летом захватить Кавказ. Дай же Бог, чтобы он провел еще одну зиму на подступах к Москве. Шансы на удачу у него невелики, но они существуют.

Однако если шансы на удачу есть у Гитлера, то почему они не могут быть у нас?

Так воспользуемся же ими! Больше бомб на Берлин! Больше транспортных самолетов для решения проблемы перевозок! И прежде всего необходимо открыть второй фронт!

Поставим перед собой цель добиться победы весной. Вы, рабочие заводов, вы, труженики полей, вы, воины, вы, граждане всего мира, – трудитесь, боритесь во имя достижения этой цели! Вы, официальные лица в Вашингтоне, вы, официальные лица в Лондоне, – дайте нам возможность претворить в жизнь наше стремление победить весной!

И если таково наше стремление, если мы работаем во имя его, если мы живем, одушевленные этим стремлением, родятся силы, которые удесятерят нашу энергию и наш порыв.

Сделаем же невозможное! Не забудем, что история человечества знает свершение дел, выполнение которых казалось невозможным»*.

_____________
*Цит. по: Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М. : Искусство, 1991. Т. 2. С. 114-116.

@темы: Цитаты, В этот день

23:04 

Чарли Чаплин и Уолт Дисней, 1939 г.

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
23:41 

В этом месяце: Июль

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
С небольшой задержкой, но мы все же возвращаемся к интересным событиям в жизни Чарли Чаплина, происходившим в текущем месяце.

***

В этом месяце: ИЮЛЬ

1903 год. Театральный дебют юного Чаплина. Ему удается получить роль посыльного Билли в пьесе Уильяма Джиллетта "Шерлок Холмс". Одновременно ему предлагают роль в спектакле "Джим, роман оборванца" (Jim, A Romance of Cockayne), который должен был пройти до начала гастролей "Холмса". Автором "Джима" и исполнителем главной роли в нем был Гарри Артур Сейнтсбери, который также должен был играть роль Шерлока Холмса в грядущей постановке и, как ведущий актер, имел право принимать или отклонять кандидатуры на другие роли. Юный Чаплин определенно ему понравился, поскольку тот сразу отдал ему роль, не попросив даже прочитать что-нибудь из нее, чего Чарли очень боялся, поскольку читал он тогда с трудом. Роль он смог выучить дома с помощью Сиднея.
Чаплин восхищался Сейнтсбери и многому научился под его руководством.

"Эти первые репетиции оказались для меня откровением, - писал он в своей автобиографии. - Они раскрывали передо мной новый мир техники сценического искусства. Я понятия не имел, что существуют ритм действия, умение держать паузу, умение легко входить в предлагаемую режиссером мизансцену. Все это пришло ко мне само собой. Мистеру Сейнтсбери пришлось исправить только один мой недостаток: говоря, я дергал головой и слишком гримасничал". [1]

В интервью 1916 года Чаплин говорил: "Меня и мою работу всегда связывают с той школой, что я прошел у Фреда Карно в водевиле. На самом деле, я обязан обучению у мистера Сейнтсбери, который дал мне мою первую официальную роль Билли, мальчика из Шерлока Холмса, больше, чем кому-либо другому в этом мире". [2]
"Джим, роман оборванца" шел всего две недели и не снискал успеха у публики, однако критики успели оценить юного Чарли, как подающего надежды молодого актера. Неудача с "Джимом", вероятно, заставила поторопиться с репетициями "Шерлока Холмса". Чаплин впервые сыграл Билли в конце июля 1903 года и исполнял эту роль в разных труппах вплоть до марта 1906 года, успев сыграть и бок о бок с самим Уильямом Джиллеттом. Вероятно, что и Джиллетт тоже дал ему немало. Согласно Дэвиду Робинсону:

Хотя он [Джиллетт] вырос среди интеллектуалов, играл и писал он подчеркнуто просто. Он считал, что драматург должен изучать не теорию драмы, а публику; когда пишешь пьесу, надо наблюдать жизнь, а не заботиться о том, чтобы речь была правильной, зрелище - красивым. Из ненависти к ходульной мелодекламации он намеренно снижал и облегчал слог, что получалось лучше в комических, чем в любовных сценах. Его главным принципом было: актер должен убеждать зрителей, что делает все впервые. Об этом он написал эссе, изданное в 1915 году и озаглавленное "Иллюзия первого раза". [3]

Несомненно, эти принципы прослеживаются и в будущем творчестве Чаплина.


Чаплин в роли газетчика Сэмми...


...и в роли посыльного Билли

1919 год. Рождение и смерть первого сына Чаплина, Нормана Спенсера, ребенка от его первой жены Милдред Харрис.
Милдред вспоминала, что, хотя они готовились к появлению первенца, когда ей пришло время рожать, водителя не оказалось дома, и Чаплин завернул ее в одеяло и сам отвез ее в больницу.

Врачи пытались спровадить его, когда меня благополучно поместили в палату, но он настоял на том, чтобы остаться, а затем - упал в обморок! Его пришлось вынести на руках. [4]

К сожалению, ребенок родился с серьезными внутренними повреждениями. Врачи пытались спасти его (пока шла операция, Чаплин и его друг Дуглас Фэрбэнкс мерили шагами коридоры больницы), но, увы, безуспешно. Через три дня ребенок скончался. На следующий день его похоронили на кладбище Инглвуд. По желанию Милдред на надгробии было выбито только прозвище малыша: "Мышонок" (The Little Mouse).


Могила Нормана Спенсера Чаплина на кладбище Инглвуд

Бытует распространенное мнение, что переживания из-за смерти сына в итоге вдохновили Чаплина на создание "Малыша".

P.S. Интересно, что день рождения последнего ребенка Чаплина - Кристофера - всего на день позже Нормана (8 июля).

1932 год. Знакомство с Полетт Годдар. Чаплин встретил ее на яхте Джозефа Шенка, и они сразу же заинтересовались друг другом. Во время первой встречи Полетт поделилась своими планами вложить 50 тысяч долларов, часть алиментов от ее бывшего супруга, в некий кинопроект. У нее были с собой все документы, и она уже была готова их подписать, однако Чаплин отговорил ее от этого, заявив, что сам он не вложил бы ни копейки ни в один проект, кроме своего собственного - и даже это было бы рискованно. С этого момента началась их дружба.
У Чаплина и Полетт было кое-что общее. Родители обоих разошлись, обоим приходилось с малых лет зарабатывать на жизнь и содержать семью. Оба были одиноки. Возможно, это помогло им лучше понять друг друга. По воспоминаниям Ролли Тотеро, бессменного оператора Чаплина, Чарли рассказывал ему, что в самом начале их знакомства Полетт сказала ему:

- Вы знаете, мистер Чаплин, я была замужем и сейчас разведена. Хочу познакомиться и сойтись с величайшим актером Голливуда, а такой актер - вы.
Чарли потом сказал:
- Ну и что? По крайней мере она все сказала откровенно, назвала вещи своими именами.
Он взял ее с собой, представил мистеру и миссис Ривз, пригласил в ресторан, ну и все прочее. Я ей говорю:
- Под руководством мистера Чаплина ты станешь "звездой". Провалиться мне, если не так.
А она:
- Ты так думаешь, Ролли?
- Точно.
<...> То, что они разведутся, было ясно с самого начала. И здесь Полетт была честной: она поняла, что ей лучше быть самостоятельной. То, что она хотела испытать, она испытала. [5]

Лично мне всегда казалось, что Чаплина и Полетт связывала не столько любовь, сколько дружеские отношения. Именно поэтому их брак оказался более удачным, чем первые два брака Чаплина, оказавшиеся убыточными для обеих сторон. Хотя их пути с Полетт, в конце концов, тоже разошлись, они оба получили что-то от этих отношений. Полетт стала для Чаплина "лучиком света" - его музой, его вдохновением. Кроме того, благодаря ей Чаплин стал чаще проводить время со своими сыновьями. Они обожали Полетт, и она платила им взаимностью.


Чаплин и Полетт Годдар в 1932 г.
Больше фотографий платиновой блондинки Полетт можно увидеть тут.



Большие фото в блоге >>>

_____________
[1] Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М. : Искусство, 1990. Т. 1. С. 65.
[2] Charlie Chaplin: A Centenary Celebration / ed. by Peter Haining. Slough : W. Foulsham & Co. Ltd., 1989. P. 37.
[3] Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. Москва : Радуга, 1989. С. 60-61.
[4] Charlie Chaplin: A Centenary Celebration / ed. by Peter Haining. P. 95.
[5] Р. Тотеро. [Тридцать пять лет с Чарли Чаплином] // О себе и своем творчестве / Чаплин Ч.С. ; сост. А. Кукаркин. М. : Искусство, 1991. Т. 2. С. 290-291.

@темы: Mildred Harris, Paulette Goddard, Rollie Totheroh, В этом месяце, Ранние годы

11:37 

Фото в клетке со львом со съемок "Цирка"

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Пока я не успеваю сделать традиционный открывающий июльский пост, оставлю здесь фото со съемок "Цирка". Чаплин, лев Нума и дрессировщик Чарльз Гэй:



И крупнее:



Большие фото >>>

@темы: The Circus

Всё о Чарли Чаплине

главная