Нажмите


Добро пожаловать!

Этот дневник посвящен жизни и творчеству великого художника и артиста мирового кино - Чарли Чаплина.
Все материалы о нем я выкладываю в блоге, а этот дневник создан в привязке к нему для удобства отслеживания обновлений. Здесь вы найдете анонсы статей, фотографии, интересные факты, видео и многое другое. Я придаю большое значение качеству информации, поэтому стараюсь публиковать только проверенные и объективные сведения из реальных источников, которые при необходимости перевожу сама. Своей задачей я вижу именно публикацию материалов на русском языке, поскольку лишь малая часть того, что было написано о Чаплине, существует в переводах, и я надеюсь хоть как-то этот пробел заполнить.
Я буду рада, если этот блог окажется востребован среди почитателей таланта Чарли Чаплина, и приглашаю вас вместе со мной исследовать жизнь этого невероятно одаренного, сложного и противоречивого человека.

@forever_chaplin в Твиттере
URL
23:30 

Немного о Хетти Келли

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Каникулы закончились, пора и за работу :) И честь открыть год выпадает на долю Хетти Келли.

Генриетта Флоренс "Хетти" Келли* (1893–1918) была первой возлюбленной Чарли Чаплина. Они познакомились в 1908 году, когда Чарли играл в труппе Фреда Карно, а Хетти выступала в песенно-танцевальном ансамбле "Янки-дудл гёрлз" Берта Куттса (Bert Coutts' Yankee Doodle Girls). Ему было девятнадцать, ей - пятнадцать. Несмотря на то, что их роман продлился всего одиннадцать дней и за исключением одного свидания все встречи длились не более двадцати минут (Чарли провожал Хетти до метро), эта девушка навсегда осталась в памяти и в сердце Чаплина.

Они встретились еще раз лишь однажды пару лет спустя, когда сестра Хетти Эдит вышла замуж за американского миллионера Фрэнка Дж. Гулда и Хетти собиралась поехать к ней. В тот день она показалась Чарли глупой и жеманной, и его очарование ею поугасло. Однако через некоторое время любопытство его вернулось: по свидетельству самого Чаплина, когда он был в Нью-Йорке во время гастролей с Карно и уже после того, как к нему пришла слава, он несколько раз караулил возле дома ее сестры, надеясь встретить там Хетти. Но увидеть ее ему было больше не суждено.

В 1915 году Хетти Келли вышла замуж за лейтенанта Алана Эдгара Хорна (1889–1984), отец которого был членом парламента, а также носил титул баронета, который его сын впоследствии унаследовал. В 1918-м она неожиданно написала Чаплину письмо (возможно, на то ее сподвигла его растущая популярность), начинавшееся со слов: "Помнишь ли ты молоденькую глупышку?.." Под воздействием нахлынувших воспоминаний Чаплин написал ей ответ (что он делал крайне редко), однако получила ли его Хетти - неизвестно. Четыре месяца спустя после того, как Чаплин получил ее письмо, всего за неделю до окончания войны Генриетта Флоренс Хорн скончалась от "испанки" во время свирепствовавшей тогда в Европе пандемии гриппа. Однако Чаплин узнал об этом лишь три года спустя во время своего визита в Лондон - от старшего брата Хетти Артура.


Большие фото >>>

Эти портреты относятся примерно к тому времени, когда Хетти вышла замуж за лейтенанта Хорна (1915?). По мнению Дэвида Робинсона, ее подпись на них может свидетельствовать о том, что эти фотографии она сделала для того, чтобы отправить их своему суженому, воевавшему на Западном Фронте. После смерти молодой супруги и до конца своих собственных дней сэр Алан Хорн хранил эти снимки (вместе с еще одним портретом) в одной рамке.

***

Хетти оставила после себя дочь - Эдит Марджери Джей Хорн. Согласно этому сайту, она была младшим командиром Женского вспомогательного территориального корпуса (ATS) во время Второй мировой войны. У Эдит Марджери было семеро детей, один из которых умер в младенчестве, а остальные вроде бы здравствуют и поныне.



Несомненно, знакомство с Хетти оставило глубокий след в душе Чаплина, однако, на мой взгляд, говорить о том, что она стала для него идеалом женской красоты, который он стремился воплотить в своих фильмах, или же о том, что он всю жизнь искал Хетти в других женщинах, - сильное преувеличение. Сам Чаплин высказался несколько иначе: "...Для нее это была всего лишь детская увлеченность, но для меня это стало началом духовного развития, первым прикосновением к красоте"**. Мне кажется, ключевой момент тут - первое прикосновение к красоте. Для Чаплина были важны те чувства, что пробудились в его душе в момент их встречи, а не конкретно ее внешность, манеры или личность. Тем не менее, образ Хетти все же нашел почти дословное отражение в одном из его фильмов - и в довольно неожиданном ключе при том. Но об этом - в следующий раз ;-)

Мне также кажется интересным тот факт, что брат Хетти Артур Келли сделался впоследствии представителем Чаплина в United Artists. Карьеру в киноиндустрии он начал у Фрэнка Гулда (мужа-миллионера его сестры Эдит), когда тот решил присовокупить кино к сфере своих интересов, а после Первой мировой войны Келли присоединился к компании United Artists, и, сменив несколько должностей (а также пережив временное увольнение), в 40-е годы стал ее вице-президентом.

Вот такой получился пост - понемногу обо всем :)

(с) Источник:
Robinson D. Chaplin. His Life and Art. - London : Penguin Books, 2010. - P. 83-84, 169, 287-289, 294, 842.

_____________
*В свидетельстве о рождении ее имя было записано как Флоренс Этти.
**Chaplin C. A Comedian Sees the World. Columbia : University of Missouri Press, 2014. P. 25-26.

@темы: Hetty Kelly

23:16 

Рождественская открытка от семьи Чаплина

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
К прошедшим и грядущим праздникам - рождественская открытка 1973 года от чаплинского семейства:


Уна, Джейн, Кристофер, Аннетт и, конечно же, Чарли

Фото: florida-keys-vacation.com

@темы: Christopher Chaplin, Annette Chaplin, Jane Chaplin, Oona O'Neill Chaplin, Цветные фотографии

01:42 

В этом месяце: Декабрь

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Это последняя серия из цикла интересных событий в жизни Чарли Чаплина, происходивших в текущем месяце.

***

В этом месяце: ДЕКАБРЬ

1898 год. Юный Чарли становится участником детского танцевального ансамбля Уильяма Джексона "Восемь ланкаширских парней", специализирующегося на клогдансе (кроме того, их выступления включали также вокальные номера). Его отец, Чарльз Чаплин-старший, был знаком с мистером Джексоном и порекомендовал своего сына на освободившееся место в ансамбле. Возможно, Джексон так быстро согласился взять его по той причине, что на тот момент Чарли уже умел танцевать клогданс - их с Сиднеем научила этому мать, и мальчишки быстро смекнули, что могут кое-что заработать, танцуя под звуки уличной шарманки (по крайней мере, такова версия Сиднея Чаплина*). Сид скоро понял, что его хрупкому милому братишке люди бросают монетки с большей охотой и занял по отношению к нему позицию покровителя, зорко следя за тем, чтобы никто не отнял у мальчика честно заработанные деньги - эту роль ему предстояло играть на протяжении всей своей жизни. [1]
Как бы там ни было, возвращаемся к "Восьми ланкаширским парням". Чаплин выступал с ансамблем около двух лет, и это время, несомненно, оказало большое влияние на его формирование как артиста. Во-первых, именно здесь он научился танцевать профессионально, и именно танец ляжет в основу его будущего искусства. Не зря многие (особенно профессиональные танцоры), наблюдая за Чаплином во время съемок или на экране, подмечали, что он в первую очередь - танцор.
Во-вторых, "Восемь ланкаширских парней" стали первым серьезным сценическим опытом Чаплина, его первыми уроками дисциплины, техники и мастерства. В интервью 1912 года, еще играя у Карно, Чаплин вспоминал:

Да, время было нелегкое. Иногда мы просто засыпали на сцене, но Джексон взглянет из-за кулисы, скорчит гримасу, оскалится... - в общем, показывает, чтобы мы приободрились и улыбались. Мы тут же спохватывались, но улыбка постепенно гасла, пока мы снова не увидим, что Джексон смотрит на нас. Мы ведь были мальчишками и еще не овладели искусством брать откуда-то силы, когда их нет.
Но школа была хорошая, нужная, она готовила нас к труднейшей работе, которую выполняешь, пока не начнет благоволить к тебе богиня успеха. [2]

Наконец, еще один важный момент заключается в том, что, гастролируя с "Ланкаширскими парнями", Чаплин имел возможность ближе, чем когда-либо познакомиться с традициями мюзик-холла в пору его подъема: их труппа выступала бок о бок со знаменитыми артистами, и наблюдение за такими мастерами драмы и комедии как Брэнсби Уильямс, Марселин, Дэн Лено и др., несомненно, оказали большое влияние на юного Чаплина, а также с большой долей вероятности послужили вдохновением для рождения образа Бродяги, поскольку образ комика-бродяги в те времена был весьма популярен и использовался многими.
Кроме того, "Восемь ланкаширских парней" как минимум по одному разу выступали в один вечер с труппой компании Уола Пинка и с труппой Фреда Карно - теми самыми знаменитыми труппами, в составе которых Чаплину представится возможность выступать несколько лет спустя. [3]


"Восемь ланкаширских парней". Фотография сделана примерно в мае 1899 года - значит, где-то среди этих мальчиков должен быть и Чарли. Со стопроцентной уверенностью его никому не удалось опознать, однако, скорее всего, это либо второй, либо четвертый мальчик слева. Мне кажется, четвертый похож больше. А вам?
(Фото: Manchester Archives+)


1942 год. Кульминация отношений с Джоан Барри: вернувшись в Голливуд из Нью-Йорка, Джоан некоторое время пыталась вновь завладеть вниманием Чаплина, донимая его телефонными звонками, а после того, как ей это не удалось, ночью 23 декабря, разбив два окна, она вломилась в его дом с пистолетом. Согласно ее показаниям на суде, она поднялась к нему в спальню и полтора часа держала его на прицеле, отказываясь отдать ему оружие. В архивах ФБР, однако, хранятся другие ее показания:

Я купила эти пистолеты**, потому что собиралась покончить с собой. Я наконец-то преисполнилась решимости увидеть Чарльза, и я планировала, что, когда попаду туда, убью себя прямо у него на глазах... Он спросил меня, почему я собираюсь покончить с собой, и я сказала ему, что люблю его, но у наших отношений нет перспектив. Он ответил: "Не глупи, я ни с кем больше не встречался, но у меня должны быть и другие 'интересы'". [4]

В принципе, противоречия здесь нет. Где-то я читала (уже не помню где), что сперва Джоан действительно угрожала застрелить Чаплина, но после изменила свое решение и сказала, что он не достоин того, чтобы она его убивала, а лучше она убьет себя в его доме, чтобы доставить ему неприятности. Так или иначе, Чаплину удалось успокоить ее. Джоан осталась на ночь. Своему камердинеру Эдварду Чейни, который слышал, что происходит, Чаплин сказал, что держит ситуацию под контролем. В самый разгар событий домой вернулись его сыновья - Сидней и Чарли-младший. Не желая вовлекать их в эту историю (а возможно, и опасаясь за их безопасность), Чаплин отправил их спать, наказав запереть дверь их комнаты, и рассказал им о случившемся только на следующее утро. Позже Джоан Барри утверждала, что в ту ночь они были близки и что "Чарльз что-то сказал по поводу того, что занятие любовью, когда рядом лежит пистолет, придает отношениям 'огоньку'". После этого она вновь забрала пистолет и удалилась с ним в другую спальню, где она провела ночь, а наутро отдала пистолет Чаплину. Сам Чаплин категорически отрицал, что между ними в ту ночь что-то было (что мне кажется гораздо правдоподобнее: это реальная жизнь, а не кино про Джеймса Бонда). По его версии, он даже запер дверь ванной, разделявшей их спальни. Однако Джоан действительно отдала ему пистолет и покинула его дом на следующее утро, после того как он дал ей денег. [5]

1977 год. Последний месяц жизни Чаплина. Это вряд ли можно назвать "интересным событием", однако мне показалось уместным закончить серию именно на этом.
Представленные ниже фотографии считаются последними известными фотографиями Чаплина, сделанными при его жизни. Они датируются примерно октябрем 1977 года.


Уна и Чарльз на прогулке у Женевского озера в Веве


В парке в Веве. Фотографии явно сделаны в разные дни, но которые именно последние - сложно сказать.


Последние две фотографии взяты отсюда (по ссылке их больше).

Жизненный путь Чарльза Спенсера Чаплина завершился в ночь с 24-го на 25-е декабря 1977 года. Он умер во сне в своем доме в Корсье-сюр-Веве, окруженный детьми и внуками - идеальное завершение богатой и насыщенной жизни.



*Версия Сида косвенно подтверждается младшим сыном Уильяма Джексона, который много лет спустя вспоминал, что Чарли, когда его только приняли в труппу, "был очень тихим и - если учесть, что он не вырос в Ланкашире, - вполне прилично танцевал" (Робинсон, с. 40).
**Это единственный раз, когда "пистолеты" упоминаются во множественном числе. Во всех остальных версиях этой истории, в т.ч. и по показаниям Джоан на суде, пистолет был один.
---
[1] Stein L.K. Syd Chaplin : a biography. Jefferson, NC : McFarland & Company, Inc., 2011. P. 12.
[2] Цит. по: Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. Москва : Радуга, 1989. С. 43.
[3] Marriot A.J. CHAPLIN - Stage by Stage. Hitchin : Marriot Publishing, 2005. P. 4-35.
[4] Цит. по: Robinson D. Chaplin. His Life and Art. London : Penguin Books, 2010. P. 559.
[5] Ibid ; Giesler J., Martin P., The Jerry Giesler Story. New York : Simon and Schuster, 1960. P. 187.

@темы: Ранние годы, Oona O'Neill Chaplin, Поздние годы, Syd Chaplin, Joan Barry, Цитаты, Цветные фотографии, В этом месяце

23:03 

"Письмо Чарли Чаплина дочери Джеральдине": фэйк

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
По Интернету уже много лет бродит так называемое "Письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине". Оно начинается со слов:

Девочка моя!
Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я чуть не разбудил уснувших птенцов, добираясь до этой полуосвещенной комнаты.

Отсюда же берет начало довольно популярная цитата: "Твое обнаженное тело должно принадлежать тому, кто полюбит твою обнаженную душу".

Это письмо попало даже в двухтомник о Чаплине "О себе и своем творчестве" (Москва : Искусство, 1991). Именно там оно встретилось мне в первый раз, и мне показалось очень странным, что Чаплин мог написать подобный текст, и уже тем более, что он стал бы писать такое письмо своей дочери. Слава Интернету - небольшой поиск расставил все по местам.

На самом деле, автор этого письма - вовсе не Чаплин. Чтобы понять это, достаточно поискать его текст на английском языке. Вы наткнетесь на много разных вариантов, но все они будут переводами (причем часто - довольно плохими переводами, поэтому даже странно, что кто-то мог подумать, что Чаплин настолько плохо владел родным языком). Где же оригинал?

Авторство "письма" предположительно принадлежит иранскому журналисту Фараджолле Саба (Farajollah Saba). История гласит, что более 30 лет назад Фараджолла Саба был главным редактором журнала Rošanfekr, имевшего колонку "Фантазия" для разного рода литературных экспериментов. Однажды ему потребовалось написать текст для этой колонки, и он решил пофантазировать на тему того, какое письмо мог бы написать Чарли Чаплин своей дочери. Случилось так, что сдавать номер в печать пришлось в спешке, и в результате заголовок "Фантазия" потерялся. Опубликованное письмо мгновенно привлекло к себе внимание, его перепечатывали множество раз и переводили на другие языки, и сколько бы Саба ни пытался указать на ошибку, ему никто не внял.

Информация взята отсюда. Если кому-то интересно, там есть ссылка на научную работу (на английском), в которой на примере этого письма разбирается понятие "псевдоперевод". Интересно, что текст письма на персидском, приведенный в ней (с переводом), отличается от того текста, что гуляет по Интернету на других языках. В нем нет начала про "птенцов", и сам текст структурирован немного иначе. Либо письмо видоизменялось в процессе его перепечатки в разных источниках, либо... всё еще больше запутывается!

Правдива ли сама история про иранского журналиста? Это тема для отдельного расследования. Но кое-что все же можно утверждать наверняка:
1. Оригинал письма на английском языке не существует.
2. Стиль письма и сама манера изложения совершенно не свойственны Чаплину (если сравнивать с его другим литературным творчеством).
3. Представители чаплинского офиса подтверждают, что Чаплин этого письма не писал.

Думаю, на этом можно остановиться.

То же самое касается стихотворения "Когда я полюбил себя" (As I began to love myself), якобы написанного Чаплином на свое семидесятилетие, но об этом как-нибудь в другой раз.

@темы: Это интересно

21:17 

В этом месяце: Ноябрь

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Продолжение серии постов об интересных событиях в жизни Чарли Чаплина, происходивших в текущем месяце.

***

В этом месяце: НОЯБРЬ

1924 год. Женитьба на Лите Грей. Ни одна из свадеб Чаплина не отличалась пышностью или торжественностью (скорее даже наоборот), однако звание самой унылой свадьбы, несомненно, принадлежит его бракосочетанию с Литой Грей.
Вынужденный жениться не по своей воле, Чаплин даже не думал скрывать свое негативное отношение к этой затее, но попытался, по крайней мере, не привлекать внимания прессы (что ему не удалось). Чтобы избавиться от репортеров, брак было решено заключить в Мексике. Чаплин прихватил с собой съемочную группу, которой было поручено изображать, что съемки нового фильма в самом разгаре (в архиве Чаплина хранится около 1600 футов отснятой в Мексике пленки).
Сама Лита описывала свою "свадьбу" так:

Церемония бракосочетания проходила в унылом городке Эмпальме - пригороде Гуаймаса - ранним утром 25 ноября 1924 года. Нам пришлось разбудить единственного в Эмпальме мирового судью - престарелого судью Харо, который не говорил по-английски, чтобы он провел церемонию. Мы поженились прямо в его пыльной тесной приемной. На свадьбе присутствовали Коно, Натан Беркан (адвокат Чарли), моя мама, бабушка, дядя Эдвин, Эдди Мэнсон и Чак Райзнер, который наблюдал за церемонией со слезами на глазах*.
Словами не передать, насколько мрачной была эта свадьба. Чарли превзошел самого себя в попытке организовать самую тоскливую свадьбу из всех возможных. И как будто этого было мало, в день свадьбы меня мучило утреннее недомогание¹.

После свадьбы Чарли со своей командой удалился на рыбалку, ясно обозначив свое отношение к произошедшему событию. В поезде по дороге обратно в Голливуд он произнес свою знаменитую фразу: "Что ж, ребята, это лучше, чем тюрьма, но долго это не продлится". Долго или нет, однако брак продлился почти ровно два года - в ноябре 1926 года Лита собрала вещи, забрала детей и ушла из дома Чаплина. Она была замужем еще три раза, однако последующие браки тоже оказались не слишком удачными и закончились разводом. Впрочем, уже без всяких скандалов.

1939 год. Последняя встреча Чаплина и Дугласа Фэрбэнкса. Незадолго до своей смерти Дуг с женой навестили Чаплина на съемках "Великого диктатора". Согласно Дэвиду Робинсону, в тот день снимали сцены с парикмахером в концентрационном лагере, но ради Дугласа Чаплин переоделся в форму Хинкеля и сфотографировался с ним в таком виде.
К тому времени сам Дуглас Фэрбэнкс уже не снимался - звуковое кино положило конец его карьере, да и здоровье его ухудшилось.

Мне показалось, что он сильно постарел, располнел и был чем-то удручен. Впрочем, он оставался все тем же восторженным и неистовым Дугласом. На съемках он шумно хохотал и затем сказал мне: "Не могу дождаться твоего фильма".
Дуг пробыл у меня около часа. Когда он уходил, я долго смотрел ему вслед, смотрел, как он помогает жене подняться по крутому склону, как они удаляясь, шли по дорожке. И мне вдруг стало грустно. Дуг обернулся, я помахал ему рукой, и он помахал мне в ответ. Таким я видел его в последний раз. Месяц спустя мне позвонил Дуглас-младший и сказал, что накануне ночью отец умер от разрыва сердца. Это было ужасным ударом: в нем было так много жизни.
С тех пор мне всегда не хватало Дугласа, не хватало его тепла, его восторженности и обаяния, не хватало его дружеского голоса, который так часто раздавался в телефонной трубке в мои унылые, одинокие воскресные утра.
- Чарли, приходи, вместе позавтракаем, а потом поплаваем, а потом пообедаем и посмотрим какую-нибудь картину? А?
Да, мне очень не хватает его чудесной дружбы².

Чаплин называл Дугласа Фэрбэнкса своим единственным близким другом в Голливуде.


Чарльз Чаплин и Дуглас Фэрбэнкс на съемках "Великого диктатора", ноябрь 1939 г.


С Реджинальдом Гардинером, сыгравшим командора Шульца
Большие фото в блоге >>>

1952 год. Уна О'Нил Чаплин возвращается в США для продажи киностудии, перевода всех денежных средств и перевоза архивов и фильмов Чаплина в Европу.
Получив известие об аннулировании визы и запрете на въезд в Соединенные Штаты, Чаплин оказался в очень щекотливом положении, ведь все его состояние, имущество и фильмы находились в США и он боялся, что власти могут конфисковать их под каким-нибудь предлогом - к этому моменту он уже ожидал чего угодно. Поэтому в своем заявлении прессе Чаплин объявил, что обязательно вернется и ответит на все предъявленные ему обвинения, сам же принялся планировать перемещение всего, чем он владел, в Европу. Поскольку самому ему доступ в США был закрыт, заниматься этим пришлось Уне. Она была в отъезде десять дней - с момента их свадьбы это был, наверное, самый долгий срок, на который они расставались.
В своей автобиографии Чаплин писал, что прямо перед самым отъездом, словно предвидя то, что должно было случиться, он успел оформить доверенность для Уны на доступ к сейфу, где хранились почти все его личные активы, хотя самой Уне очень хотелось отложить это дело когда-нибудь на потом. Благодаря тому, что он настоял на своем, Уне удалось спасти их состояние. Побывав дома, она узнала от слуг, что туда уже два раза наведывались агенты ФБР, которые все пытались хоть что-нибудь накопать на Чаплина.
Возможно, вам будет также интересно узнать, что помимо вывоза чаплинских фильмов, Уне также требовалось уничтожить те пленки, которые перевезти не представлялось возможным - неудачные дубли, вырезанные сцены и прочее. Однако человек, которому это было поручено, очевидно, решил эти пленки припрятать. Они были вывезены из Лос-Анджелеса и оказались в одном из бункеров в Фонтане (Калифорния), которые были построены в военное время на случай атаки японцев на США. Впоследствии их выкупил Рэймонд Рохауэр за 14 тысяч долларов, а уже от него они попали к Кевину Браунлоу и Дэвиду Гиллу, которые использовали этот материал в своей передаче "Неизвестный Чаплин"³.


Уна и Артур Келли** в международном аэропорту Нью-Йорка, ноябрь 1952 г.
Фото с eBay.



Бонус: немаловажным в жизни Чаплина я считаю также ноябрь 1913 года - тот месяц, когда Чаплин отыграл свой последний спектакль с труппой Фрэда Карно, а после ушел, чтобы присоединиться к компании Кистоун. Однако об этом я уже писала ранее, поэтому решила не повторяться. Но хотя бы бонусом не могу не упомянуть.



*Чарльз "Чак" Райзнер, работавший с Чаплином над его фильмами для First National (и снявшийся в нескольких ролях, включая громилу из "Малыша" и воришку-сокамерника Чарли из "Пилигрима") и над "Золотой лихорадкой", был тем самым человеком, который познакомил с ним Литу Грей. Он жил по соседству с семьей Литы и пригласил ее на пробы, когда Чаплин искал детей для эпизода сна из "Малыша".
**Артур Келли - брат Хетти Келли, первой возлюбленной Чаплина, стал представителем Чаплина в United Artists, а впоследствии занял пост вице-президента в компании.
---
¹Grey Chaplin L., Vance J. Wife of the Life of the Party : a memoir. Lanham, Md. : The Scarecrow Press, Inc., 1998. P. 53-54.
²Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М., 1990. Т. 1. С. 284-285.
³См.: Brownlow K. The Search for Charlie Chaplin. London & Yorkshire, UK : UKA Press Publishing, 2010. P. 171-174.

@темы: Douglas Fairbanks, Lita Grey, Oona O'Neill Chaplin, Reginald Gardiner, The Great Dictator, В этом месяце, Воспоминания о Чаплине, Цитаты

00:56 

"Маленькие экспромты" Чаплина

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Из воспоминаний Лиллиан Росс - журналистки, вхожей в круг близких друзей Чаплина:

Чаплин любил собирать вокруг себя друзей и рассказывать о том, как он придумывал те или иные сценки в своих фильмах. Он всегда разыгрывал эти сценки, когда рассказывал о них. Где бы ни происходило дело, быть рядом с ним неизменно означало наблюдать за тем, как он либо изображал бессмертный старый трюк, либо изобретал новый просто ради собственного удовольствия. Он никогда не прекращал что-то изобретать.
После переезда в Швейцарию он продолжал с удовольствием играть роль гида во время пеших экскурсий - в Лозанне, в Женеве или же в Веве, небольшом городке недалеко от его дома, в котором он любил показывать места, где жили, работали, ели Байрон и Шелли.
- Вы обязательно должны увидеть деревушку Сен-Сафорен и пройтись по ее прекрасным извилистым улочкам, - сказал он однажды мне и Джерри Эпстайну, который тоже был у него в гостях. - Там так мило. Знаете что, поехали туда прямо сейчас.
Он отвез нас туда на своем Форде Седане, припарковал машину и повел нас по одной из самых узких извилистых улочек. В какой-то момент он обогнал меня и Джерри Эпстайна. Пока он ждал, когда мы его нагоним, он вдруг придумал маленький экспромт - прислонился спиной к стене старого здания, скрестил ноги, сунул руки в карманы брюк и, ссутулившись, свирепо уставился на то, как мы плетемся нога за ногу.
Другие экспромты:
Чарли Чаплин босиком возвращается в дом после того, как поплавал в бассейне, его бедра обернуты белым махровым полотенцем. На веранде появляется посетитель. Чаплин подносит согнутые указательные пальцы к вискам и игриво поднимает ногу, изображая Пана.
Чарли Чаплин ловит воздушный шарик одного из своих детей и тут же пинком отправляет его обратно ребенку, в точности воспроизводя сцену с воздушным шаром, изображающим мир, из "Великого диктатора", а после смеется в ответ на восторженные визги своей маленькой аудитории*.



Чаплин импровизирует на ходу

Большие фото >>>

_____________
*Ross L. Moments with Chaplin. New York : Dodd, Mead & Company, 1980. P. 50-61.

@темы: Поздние годы, Воспоминания о Чаплине, Lillian Ross

23:50 

В этом месяце: Октябрь

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Проблемы с техникой благополучно разрешились, поэтому я потихоньку возвращаюсь в строй и спешу принести вам очередную порцию интересных событий в жизни Чарли Чаплина, происходивших в текущем месяце.

***

В этом месяце: ОКТЯБРЬ

1918 год... или ровно сто лет назад Чаплин женился на Милдред Харрис. История их знакомства и женитьбы полна противоречий. Принято считать, что причиной скоропалительной свадьбы стала мнимая беременность Милдред, однако оператор Чаплина Ролли Тотеро много лет спустя говорил, что брак не был вынужденным, и, по его версии, немало усилий к тому, чтобы он состоялся, приложила мать Милдред.
Чаплин и Милдред Харрис поженились 23 октября 1918 года в доме местного чиновника, занимающегося регистрацией браков. Свадьба прошла очень тихо и скромно, на ней присутствовали только близкие. В своей автобиографии Чаплин писал, что к моменту женитьбы его романтический пыл уже угас и особого энтузиазма в отношении своей невесты он не испытывал. По воспоминаниям Милдред, однако, именно Чаплин настаивал на свадьбе и он был все еще сильно увлечен ею во время их "медовой недели", проведенной на Каталине.
Ниже можно сравнить, как описывали день свадьбы Чаплин и его бывшая жена:

"В этот день я задержался на студии. В семь тридцать Том [Харрингтон] тихонько вошел в павильон и шепнул мне:
- Не забудьте, что в восемь у вас назначена встреча.
Чувствуя себя очень скверно, я разгримировался и переоделся с помощью Харрингтона. Пока мы не сели в машину, Харрингтон молчал. Только тогда он сообщил мне, что я должен встретиться с мисс Харрис в доме мистера Спаркса, мирового судьи.
Милдред уже сидела в приемной, когда мы туда вошли. Она грустно улыбнулась, и мне стало ее немного жаль. В простом темно-сером костюме она выглядела прелестно. Не успел Харрингтон сунуть мне в руку кольцо, как в двери уже показался высокий, худой человек, который очень любезно пригласил нас в другую комнату. Это и был мистер Спаркс.
- Ну, Чарли, - сказал он, - у вас замечательный секретарь. О том, что это будете вы, я узнал только полчаса назад.
Церемония была до ужаса простой и деловитой. Кольцо, которое Харрингтон передал мне, я надел на палец Милдред, и мы стали мужем и женой. На этом церемония закончилась. Когда мы уже собирались уходить, мистер Спаркс мне напомнил:
- Чарли, не забудьте поцеловать новобрачную.
- О да, конечно, - улыбнулся я.
На душе у меня было смутно. Я чувствовал, что запутался в сети глупых случайностей, что все это бессмысленно и не нужно, и наш союз лишен прочной основы. Но, с другой стороны, мне уже давно хотелось иметь жену, а Милдред была красива и молода - ей еще не исполнилось девятнадцати [Милдред было 16], - и, хотя я был на десять лет старше ее, все еще могло получиться неплохо". [1]

***

"Как большинство юных девушек, я мечтала о грандиозной свадьбе. Я всегда говорила, что выйду замуж в пышном атласном свадебном платье, украшенном оранжевыми цветами, но если нашей свадьбе предстояло пройти в большом секрете, на чем настаивал Чарльз, об этом не могло быть и речи.
Организация церемонии была доверена компетентному Тому Харрингтону, секретарю Чарльза, и он, несомненно, блестяще справился с задачей. Чиновник оказался знакомым Чарльза, и не нужно было сомневаться в том, что он будет держать все дело в тайне.
Сомневаюсь, что в Голливуде была когда-либо еще одна такая тихая и тайная свадьба. Мы с Чарльзом приехали к чиновнику на его машине. Вместо белого атласа, о котором я так мечтала, мое свадебное платье было из черного атласа, отделанного мехом горностая и, разумеется, украшенного орхидеями. Мне было одновременно и радостно, и страшно - естественная нервная реакция шестнадцатилетней девушки, делающей самый важный шаг в ее жизни.
Через четверть часа после того, как я вступила в дом чиновника, я стала миссис Чарльз Чаплин. При регистрации я указала свой возраст как 17 лет, а вскоре после Чарльз узнал мой настоящий возраст. Кроме нас с Чарльзом на свадьбе присутствовали только Том Харрингтон, секретарь Чарльза, и Чарли Ривз, его менеджер [вероятно, имеется в виду Альф Ривз], которые выступали в роли свидетелей.
Оглядываясь на семнадцать лет в прошлое, сложно проанализировать, с какими чувствами я вышла под руку с Чарльзом под лучи калифорнийского солнца, будучи теперь новобрачной. На лице моего мужа сияла улыбка. Его нервозность прошла, он осознал, что наконец добился своего и сделал меня своей женой. Помню, что, когда мы ехали отметить это событие скромным и очень уединенным завтраком, меня втайне приводила в восторг и трепет мысль о том, что вот сейчас произошло событие, которое взбудоражило бы не только весь Голливуд, но и весь мир - а кроме нас четверых, чиновника и моей матери никто больше не знал, что великий Чарльз Чаплин женился". [2]

Возможно, они просто по-разному смотрели на вещи. По словам Чаплина, "для Милдред брак был приключением, столь же увлекательным, как победа на конкурсе красоты. Свое отношение к нему она вычитала из романов; она как-то не могла осознать, что это жизнь, а не беллетристика. Я пытался говорить с ней серьезно о наших планах на будущее, но до нее ничего не доходило - она жила, словно в тумане". [3] Этим вполне может объясняться разница в восприятии. Вместе с тем, мне все же кажется, что Милдред не совсем уж выдавала желаемое за действительное, описывая чувства Чарльза к себе. Думаю, его интерес к ней начал угасать уже после свадьбы, после возвращения к повседневным делам.

1923 год. Чаплин впервые выступает по радио, чтобы прорекламировать свой новый фильм "Парижанка".



Чаплин очень сильно нервничал перед своим радио-дебютом, который состоялся 3 октября 1923 года на радиостанции WOR в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Перед началом радиовещания он непрерывно мерил шагами студию и то и дело вытирал лоб.
- Не страшно показаться перед камерой, - сказал он директору WOR Дж. М. Барнетту, - зная, что, если ошибешься, если оступишься, всегда можно попробовать снова; картину можно переснять. А подумайте, сколько тысяч людей во всем мире будут ловить каждое мое слово! - Чарли нахмурился, снова промокнул лоб и жалобно произнес: - Я не знаю, что сказать, я совсем не подготовился.
Сидя перед микрофоном, он нервно ёрзал, сглатывал, застегивал и расстегивал пиджак. Наконец он взял себя в руки и открыл рот:
- Друзья мои, это выше меня. Я рад, что вы меня не видите - я сижу как на иголках. Меня пугает, - продолжал он, - мысль о том, что вы сидите сейчас где-то там, у себя дома, собравшись все вместе: и Том, и Дик, и Кэтрин, и Гарри, и малыш, - а я сижу здесь, рядом с этой странной штуковиной с дырочками (это штуковина с дырочками, а не я), стараясь унять дрожь в коленках и крепко сцепив руки.



В ходе трансляции, которая длилась полчаса, он изобразил несколько имитаций, включая имитацию джазового оркестра.
- Я могу сыграть на любом инструменте из оркестра, - объявил он. - Вот послушайте.
И он дал сигнал участникам джазового оркестра, специально приглашенного по такому случаю, чтобы они по очереди играли свои партии.
- А теперь я сыграю на всех разом, - сказал он, и оркестр заиграл "На прекрасном голубом Дунае". В завершение трансляции Чаплин сказал слушателям:
- Если вам больше нечем заняться, сходите на новую картину, которую я поставил - "Парижанку".
После трансляции Чаплин сообщил директору студии, что он "сбросил девять фунтов [4 кг] за пятнадцать минут" (из-за боязни выступать перед публикой) и готов расписаться в этом.
Покидая студию, он с тревогой спросил: "Я не совсем уж полную чушь наговорил?" Затем он погрозил кулаком микрофону, улыбнулся той самой улыбкой, что принесла ему целое состояние, и был таков. [4]

Radio Digest, 27 октября 1923
Pictures & The Picturegoer, май 1924

1953-1977 годы. После переезда в Швейцарию для семьи Чаплина стало традицией каждый октябрь бывать на представлениях цирка Кни (Knie). Циркачи стали его хорошими друзьями. Примечательно, что посещение цирка в октябре 1977 года стало последним выходом Чаплина "в люди" перед смертью.


Чаплин с дочерьми Джозефиной (4 года) и Джеральдиной (9 лет) наблюдают за выступлением клоуна Грока.
За Джозефиной сидит Джерри Эпстайн, давний друг семьи. 1953 г.



Уна, Аннетт (4 года), Джейн (7), Чарли, Виктория (13) и Джозефина (15).
Цирк Кни, 1964 г.



Уна, Чарли и артист Эмиль Штайнбергер. 1977 г.

Большие фото в блоге >>>

_____________
[1] Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М., 1990. Т. 1. С. 170.
[2] Harris M. The Private Life of Chaplin: By His First Wife (Mildred Harris) // The Winnipeg Evening Tribune. 1936. Saturday, March 21. Vol. XLVII, No. 70. P. [40].
[3] Чаплин Ч.С. Автобиография. С. 170.
[4] Discovering Chaplin.

@темы: A Woman of Paris, Circus Knie, Jerry Epstein, Mildred Harris, Oona O'Neill Chaplin, В этом месяце, Воспоминания о Чаплине, Поздние годы, Цитаты

16:06 

Чарли Чаплин и Махатма Ганди

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
В этот день, 22 сентября 1931 года Чаплин встретился с Махатмой Ганди во время своего визита в Лондон. Считается, что эта встреча также послужила одним из источников вдохновения для фильма "Новые времена".


Большое фото >>>

Ниже привожу отрывок из автобиографии Чаплина, в котором он описывает свою встречу с Ганди:

Вскоре после посещения Чартуэлла я познакомился с Ганди. Я всегда уважал этого человека и восхищался его политической проницательностью и железной волей. Но мне казалось, что его поездка в Лондон была ошибкой. В условиях Лондона его легендарный образ тускнел, а его подчеркнутая религиозность утрачивала внушительность. Национальная одежда, которую он носил довольно небрежно, не вязалась с сырым и холодным климатом Англии. Его приезд в Лондон дал обильную пищу для острот и карикатур. Такой человек производит более сильное впечатление на расстоянии.
Меня спросили, хочу ли я с ним познакомиться; конечно, мне было очень интересно его увидеть.
Мы встретились с ним в маленьком скромном доме в трущобах за Ист-Индиа на Док-роуд. На улицах толпился народ, оба этажа дома были битком набиты журналистами и фотографами. Наша беседа проходила в небольшой комнатке на втором этаже. Махатма еще не прибыл, и, ожидая его, я думал о том, что ему скажу. Я слышал о его заточении, о голодовках в тюрьме, о его борьбе за освобождение Индии и смутно что-то знал о его противодействии техническому прогрессу в стране.
Наконец послышались громкие крики приветствий - Ганди выходил из такси, неловко подбирая края своей одежды. Это было довольно странное зрелище: среди лондонских трущоб непонятная фигура чужестранца, окруженная радостно возбужденной толпой. Ганди поднялся наверх и подошел к окну, затем поманил меня, и мы вместе приветственно помахали собравшимся на улице людям.
Едва мы сели на диван, как засверкали вспышки фотоаппаратов. Я сидел по правую руку от Махатмы. Наступила неловкая пауза - тот страшный момент, когда мне нужно было сказать что-то очень умное на тему, о которой я имел лишь самое слабое представление. Моя соседка справа, довольно надоедливая девица, принялась что-то мне рассказывать. Я не слушал ее, но согласно кивал головой, все думая о том, что же мне сказать Ганди. Я понимал, что начать разговор должен я, - не мог же Махатма поблагодарить меня за удовольствие, которое ему доставил мой последний фильм. Я сомневался, бывал ли он хоть раз в жизни в кино. И тут одна из индийских дам властно перебила мою словоохотливую соседку:
- Мисс, будьте добры, замолчите и дайте мистеру Чаплину поговорить с Ганди.
В переполненной комнате наступила тишина. Похожее на маску, лицо Махатмы выражало ожидание, и мне показалось, будто вся Индия ждет моих слов.
- Понятно, я всячески сочувствую надеждам Индии и ее борьбе за свободу, - сказал я откашлявшись. - Однако я не совсем понимаю, почему вы отрицаете машины?
Махатма кивнул и улыбнулся.
- В конце концов, если машины использовать в альтруистических целях, - продолжал я, - они могут освободить человека от цепей рабства, сократить часы его работы и дать ему время развиваться духовно и радоваться жизни.
- Понимаю, - сказал он невозмутимо. - Но прежде чем Индия сможет достигнуть этой цели, она должна освободиться от господства Англии. В прошлом именно машины поставили нас в зависимость от нее, а избавиться от этой зависимости мы можем, только бойкотируя все товары машинного производства. Вот почему мы считаем патриотическим долгом каждого индийца самому прясть свой хлопок и самому ткать себе одежду. Это наш способ борьбы с такой могущественной нацией, как Англия, а кроме того, есть и другие причины. В Индии другой климат, не такой, как в Англии, у ее народа другие обычаи, другие потребности. В Англии холодный климат требует энергичного развития машинного производства и сложной экономики. Вам нужно производство вилок, ножей и ложек, а мы обходимся пальцами. И эти различия заходят далеко.
Мне преподали очень понятный и наглядный урок тактики и стратегии борьбы Индии за независимость, разработанной, как это ни парадоксально, очень реалистически и зрело мыслящим мечтателем, обладающим железной волей в достижении своих целей. Ганди сказал мне также, что высшая степень независимости заключается в отказе от всех ненужных вещей и что насилие в конце концов само себя уничтожает.
Когда все разошлись, он спросил меня, не хочу ли я остаться и посмотреть, как они будут молиться. Махатма сел по-турецки на пол, а пятеро остальных уселись в кружок около него. Это было странное зрелище: шесть фигур на полу маленькой комнатки, в самом сердце лондонских трущоб, озаренных шафрановым светом заходящего солнца, а я сам на диване, смотрю на них и слушаю, как они смиренно, нараспев произносят свои молитвы. "Что за парадокс!" - думаю я, глядя на этого чрезвычайно здравомыслящего человека с умом юриста, превосходно разбирающегося в политической обстановке, и наблюдая, как вся его прозаическая проницательность растворяется в напевной молитве*.

А здесь можно посмотреть, как Чаплин и Ганди "приветственно машут" собравшимся на улице людям, при этом Чаплин только чудом не выпадает из окна:



_____________
*Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М. : Искусство, 1990. Т. 1. С. 247-249.

@темы: Mahatma Gandhi, В этот день, Видео, Цитаты

12:44 

Чаплин с оркестром Эйба Лаймена

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Здесь представлены две довольно известные музыкальные композиции Чаплина, записанные с оркестром Эйба Лаймена в 1925 году предположительно для "Золотой лихорадки" (хотя я не очень представляю, в каких эпизодах они могли бы звучать), либо для исполнения перед фильмом: Sing A Song и With You Dear, In Bombay.

А вы знаете, что в этой записи можно услышать два небольших соло на скрипке в исполнении самого Чаплина? Sing A Song - примерно на отметке 1:40 и With You Dear, In Bombay - примерно на отметке 4:05.



Источник информации: Discovering Chaplin.

@темы: Музыка, Аудио, Abe Lyman

22:47 

И о печальном...

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Дорогие читатели!
У меня полетел компьютер, поэтому блог приходится отправить на внеплановые каникулы : ( Пока не знаю, как надолго, но как минимум недели на две. Возможно, дольше. Я постараюсь не пропадать совсем и хотя бы изредка что-то постить, но с чужого компьютера особенно не распишешься. Поэтому пока как-то так. Не теряйте меня, я вернусь.

@темы: Орг. пост

23:53 

Чаплин на заводе Форда, 1923 г.

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Первые идеи для фильма "Новые времена" появились у Чаплина гораздо раньше, чем принято думать. Еще в октябре 1923 года Чаплин посетил автомобильный завод Генри Форда в Хайленд-Парке (первый завод, на котором был введен ленточный конвейер), где имел возможность лично понаблюдать за производственным процессом. Нет сомнений, что для него это был важный опыт, и свой эпизод с рабочими у конвейера он снимал, основываясь на своих непосредственных воспоминаниях о том визите.


Чаплин, Генри Форд (справа) и его сын Эдсель

Интернет принес еще пару фотографий из той же серии:





А вот еще одна, на мой взгляд, крайне интересная фотография. Здесь Чаплин запечатлен среди рабочих у того самого конвейера на заводе Форда (и его буйные кудри помогут вам легко найти его среди них). Фотография сделана не то в 1923, не то в 1925 году. Книга Modern Times - Tempi Moderni относит ее к 1925 году, основываясь на том, что Чаплин сам ссылался на свой визит на завод осенью 1925 года. Однако поскольку речь об этом шла аж в 1938 году, мне кажется, он мог просто перепутать год. Заметьте, что и там, и там дело происходит осенью. Навскидку я не смогла найти никакой информации о его повторном визите на завод в Форда в 1925 году, зато визит 1923-го описан во всех подробностях. Поэтому, думается мне, все эти фотографии сделаны в одно время.
Это также одна из редких фотографий молодого Чаплина в очках.



На этом с постами по "Новым временам" я пока закончу. Это не всё, что есть интересного в той книге, но пора уделить внимание и другим темам. А к интересному я еще обязательно вернусь в будущем.

Большие фото в блоге >>>

@темы: Modern Times

14:39 

Чаплин на съемках фильма "Новые времена": анонс

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Ко мне приехала очень долгожданная книга, посвященная фильму "Новые времена", и по этому случаю ближайшие неделю-две я планирую спамить интересными фотографиями оттуда.

Для затравки: обложка книги, которая одновременно является и фотографией. Мне никогда не удавалось толком рассмотреть Чаплина на этом фото, пока я не отсканировала его (фото) в огромном разрешении.



Смотреть большое и очень большое фото >>>

@темы: Modern Times

13:04 

"Лицо на полу бара" (1914)

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Чаплин в короткометражке "Лицо на полу бара" (The Face on the Barroom Floor), выпущенной в этот день 104 года назад. Эта пародия на популярную в то время одноименную поэму Хью Антуана д’Арси - первая попытка Чаплина вызвать у зрителей не только смех, но и симпатию.


Большое фото >>>

@темы: Keystone, The Face on the Barroom Floor

23:38 

The Bank (1915)

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Сегодня исполняется 103 года фильму "Банк" (The Bank). Этот сюжет, представляющий из себя переработанную версию короткометражки The New Janitor (1914), является еще одним из ранних экспериментов Чаплина с драматическим жанром и обычно высоко оценивается в рамках его раннего периода творчества.



Смотреть много скриншотов в блоге >>>

@темы: Essanay, The Bank

00:07 

В этом месяце: Август

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Продолжение серии постов об интересных событиях в жизни Чарли Чаплина, которые происходили в текущем месяце. Август оказался непростым месяцем для Чаплина в плане его отношений с женами.

***

В этом месяце: АВГУСТ

1920 год. Милдред Харрис подает в суд прошение о разводе. К этому времени супруги давно не жили вместе - Чаплин перебрался в лос-анджелесский "Атлетик Клаб", Милдред же осталась в их доме в Беверли-Хиллз. Поначалу казалось, что им довольно быстро удалось урегулировать все вопросы - Милдред приняла предложение Чаплина выплатить ей 100 000 долларов при разводе - однако в последний момент отказалась подписать соответствующие бумаги. Адвокат Чаплина заподозрил, что здесь дело нечисто - и оказался прав. Параллельно с семейными проблемами, у Чаплина возникли разногласия с компанией First National по поводу платы за "Малыша", и он предполагал, что компания может попытаться действовать через Милдред и наложить арест на его картину. Чтобы избежать этого, ему пришлось уехать монтировать фильм в другой штат и всячески уклоняться от повестки в суд. О приключениях, которые довелось пережить негативам "Малыша", можно почитать тут.
Как бы там ни было, стороны в конце концов достигли соглашения, и Милдред получила обещанные ей 100 000 долларов и часть общего имущества. После этого Чаплин мог спокойно продать "Малыша" компании First National.
Надо сказать, что шумиха, поднявшая в прессе вокруг развода Чаплина и Милдред, кажется вполне безобидной на фоне того скандала, что случился семью годами позже при разводе Чаплина с Литой Грей. С Милдред они расстались достаточно мирно. И несмотря на то, что этот брак оказался разочарованием для обоих, Чаплин никогда не держал обиды на Милдред, которая, в отличие от Литы, не пыталась разрушить его карьеру.

1927 год. Суд выносит решение о разводе Чаплина и его второй жены Литы Грей.
После того, как в середине января того же года Лита подала на развод, и после того, как на него обратила внимание налоговая инспекция, Чаплин предпочел уехать в Нью-Йорк и находился там восемь месяцев, покуда адвокаты Литы не решили поторопить события и не пригрозили назвать имена "пяти известных киноактрис", с которыми Чаплин, согласно их обвинению, поддерживал интимные отношения во время брака. Чаплин не захотел никого компрометировать и согласился уладить дело деньгами. Перед последним слушанием дела он вернулся в Лос-Анджелес, однако перед этим заехал в Сан-Франциско, чтобы посовещаться со своими адвокатами, а после провел пару дней в Дель Монте со своим адвокатом Натаном Берканом и своим другом, режиссером Генри Кингом.


Чаплин, Натан Беркан и Генри Кинг в Дель Монте, август 1927 г.

Слушание дела было назначено на 22 августа, и хотя первый день после своего приезда Чаплин провел в уединении в доме своего брата Сида, тем же вечером он покинул свое убежище в компании Генри Бергмана и поехал к себе домой на Саммит Драйв, чтобы повидаться с сыновьями - Чарли-младшим и Сиднеем. Лита, ее мать и мальчики жили в этом доме последние несколько месяцев по распоряжению суда. Чарли и Лита "обменялись приветствиями и справились о здоровье друг друга". Затем Чаплин "разыскал своих малышей и около получаса нежничал и играл с ними" под наблюдением Литы и ее матери. Перед его уходом Лита сообщила ему, что он может навещать детей в любое время, когда захочет.
Позднее в этот же день Чаплин заехал на студию, однако, согласно Бергману, держался замкнуто. "Он в отчаянии и не хочет никого видеть. Он не избегает людей, но предпочел бы остаться в одиночестве". Чаплин дважды посетил ресторан Генри на Голливудском бульваре, где "рассеянно кивал друзьям и знакомым". Когда вечером он не вернулся в дом Сида, все решили, что он уехал прокатиться на машине в одиночестве.
19 августа адвокаты обеих сторон пришли к соглашению о размере выплат, и все было решено на недолгом судебном заседании 22 августа 1927 года. Лита сняла почти все выдвинутые ею обвинения, кроме обвинения своего бывшего супруга в жестокости. Она получила компенсацию в размере 625 000 долларов и опекунские права на детей с созданием трастового фонда в размере 100 000 долларов на каждого ребенка. На тот момент это были рекордные суммы для дел такого рода. Чаплину было дано право навещать сыновей.
Официально брак считался расторгнутым через год после вынесенного судом решения.


Чаплин и его адвокат Гэвин Макнаб, август 1927 г.

1932 год. Чаплин подает через своего адвоката официальный протест против привлечения его сыновей к работе над кинокартинами (Fox Film Corporation предложил Лите Грей сняться в нескольких картинах вместе с Чарли-младшим и Сиднеем). После двух слушаний решение суда было вынесено в пользу Чаплина. Лита с этим решением не согласилась и потребовала провести еще одно слушание, однако вердикт остался прежним. Лита заявила, что подаст апелляцию.
Общественность, однако, встала на сторону Чаплина. "Хорошая мать, - писала Boston Globe, - позаботится о том, чтобы у ее детей было нормальное детство". Чаплина неожиданно поддержала даже Милдред Харрис, у которой подрастал уже собственный шестилетний сын, Джонни Макгаверн.

"Я могу понять, что Лите Грей Чаплин нелегко отказаться от контракта в 65 тысяч долларов, который, как она, очевидно, полагает, имел бы огромное значение для будущего ее мальчиков, - заявила она журналистам. - Но лично я предпочитаю, чтобы мой ребенок ничем профессионально не занимался до тех пор, пока не станет достаточно взрослым и не поймет, что именно ему по душе. Я снимаюсь в кино с восьми лет. Дело вовсе не в том, что у актеров-детей трудная жизнь. Как раз наоборот. Опасность в том, что их избалуют и испортят".

Чарли и Сидней были крайне расстроены таким положением дел, но Чаплин объяснил им свою позицию:

"Если вам, мальчики, по-настоящему хочется играть в кино, то нет ничего хуже для вас самих, чем приступить к этому именно сейчас. На вас навесят ярлык актеров-детей и, чуть только вы превратитесь в угловатых подростков, выставят за дверь. В этом случае вам придется вести изнурительную борьбу за возвращение, потому что в памяти у всех и каждого вы будете миленькими умненькими крошками. Но если желание стать актерами не покинет вас и тогда, когда вы подрастете, я не буду вам препятствовать".

Конечно, братьям было обидно, однако позднее они оценили отцовскую мудрость.
Суд разрешил провести еще одно слушание, и Лита написала Чаплину письмо на десяти страницах, умоляя дать согласие на участие мальчиков в съемках. В нем она попыталась объяснить, почему это было для нее так важно:

"В деле о разводе я оказалась представлена в самом непривлекательном и несправедливом свете... Даже сегодня многие готовы поверить любым гадостям, которые обо мне говорят. Я знаю, и ты знаешь... обвинения в том, что я была "маленькой мексиканской охотницей за богатством без образования и воспитания", а то и гораздо более худшие все еще звучат в мой адрес, и им по-прежнему верят... Я начала учиться и пошла в водевиль главным образом из-за того, что это дало мне возможность появиться перед публикой в надежде, что непосредственный контакт с ней поможет изменить представление обо мне как о человеке грубом, вульгарном и необразованном".

Однако письмо не тронуло Чаплина. Он счел его слишком длинным, перегруженным ненужными подробностями, а самое главное - неточным. Он был раздражен из-за того, что его снова вызвали в суд (причем повестку ему вручили как раз тогда, когда он навещал своих сыновей - дело было уже в октябре) разбираться с вопросом, который он считал давно закрытым.
26 октября оба родителя появились в зале суда, где дело окончательно решилось в пользу Чаплина. Много позже Лита признала, что он был прав в этом вопросе. Тем не менее, она всегда считала, что им двигали не столько родительские чувства, сколько нежелание, чтобы имя Чаплин появлялось в фильмах, над которыми он не имел контроля.


Чаплин в суде Лос-Анджелеса на слушании дела против Литы Грей, август 1932 г.
Большое фото >>>


*Источники:
1. Chaplin C. My Autobiography. - London : Penguin Books, 2003. - P. 237.
2. Discovering Chaplin: первая ссылка, вторая ссылка.
3. Grey Chaplin L., Vance J. Wife of the Life of the Party : a memoir. - Lanham, Md. : The Scarecrow Press, Inc., 1998. - P. 113-115.
4. Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. - Москва : Радуга, 1989. - С. 337, 409-410.

@темы: Charlie Chaplin Jr., Henry Bergman, Lita Grey, Mildred Harris, Sydney Chaplin, В этом месяце

20:38 

Речь Чаплина для антифашистского митинга 22 июля 1942 г.

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
В начале 40-х годов (после выхода "Великого диктатора") Чаплин активно выступал в поддержку России во Второй мировой войне и за открытие второго фронта. В этот день семьдесят шесть лет назад он произнес речь по радиотелефону для антифашистского митинга в нью-йоркском Мэдисон-скуэр-гарден в поддержку требований о немедленном открытии второго фронта в Европе. Митинг проводился по инициативе Совета Конгресса промышленных организаций, на нем собралось около шестидесяти тысяч профсоюзных активистов и представителей других организаций. Весь предшествовавший день Чаплин потратил на подготовку своей речи, которая длилась четырнадцать минут. Впоследствии она была опубликована под названием "Демократия восторжествует или погибнет на полях сражений в России".

***

«На полях сражений в России решается вопрос о жизни и смерти демократии. Судьба союзнических наций находится в руках коммунистов. Если Россия потерпит поражение, Азиатский континент – самый обширный и самый богатый на земном шаре – подпадет под власть нацистов. Поскольку весь Восток практически подчинен японскому влиянию, нацисты будут контролировать почти все наличные средства ведения войны. Какими шансами мы будем располагать для победы над Гитлером?

Если Россия будет побеждена, мы окажемся в безнадежном положении вследствие транспортных трудностей, растянутых коммуникаций, недостатка стали, жидкого горючего, каучука. Стратегия Гитлера и имеет целью разделять, чтобы завоевывать.

Есть люди, которые утверждают, что война в таком случае продлится от десяти до двадцати лет. По моему мнению, это прогноз оптимистов. В условиях противостояния столь мощному противнику будущее для нас окажется весьма неопределенным.

Русским необходима помощь. Они просят об открытии второго фронта. Мнения союзных наций по вопросу о возможности второго фронта разделились. Нам твердят, что союзники не имеют необходимых запасов. Потом нам говорят противоположное. Нас уверяют также в том, что не следует рисковать открытием второго фронта, ибо это может завершиться поражением, что нельзя начинать наступление прежде, чем все к нему, до последней мелочи, не будет готово. Но можем ли мы ждать до тех пор? Можем ли мы тянуть, чтобы бить наверняка? В войне не существует стратегии, гарантирующей полную безопасность. В этот момент немцы находятся в 50 километрах от Кавказа. Если Кавказ падет, потеряно будет 95 процентов русской нефти. Когда умирают десятки тысяч, а угроза смерти нависла над миллионами, мы должны честно сказать то, что думаем. Нас спрашивают об этом народы.

Нам сообщили, что мощный экспедиционный корпус высадился в Ирландии. Что 95 процентов наших караванов с успехом прибывают в Европу. Что два миллиона хорошо вооруженных англичан готовы вступить в бой.

Что же мы ждем, когда положение в России столь опасно?

Речь не идет о том, чтобы создать разногласия между правительственными кругами в Вашингтоне и Лондоне. Мы просим их развеять сомнения людей, вселить в них доверие, создать единство для будущей победы.

Россия сражается у последней черты, но она самый надежный оплот союзников. Мы защищали Ливию – и потеряли ее. Защищали Крит – и потеряли его. Защищали Филиппины и другие острова Тихого океана – и потеряли их. Но мы не можем рисковать потерей России – последней линией защиты демократии.

Мы должны сделать все, чтобы спасти наш мир, нашу жизнь, нашу цивилизацию, по которым наносятся все новые удары.

Потеря русскими Кавказа была бы ужасной катастрофой для дела союзников. Тогда из своих нор вылезут "пацифисты". Они потребуют заключения мира с Гитлером-победителем. Они заявят: зачем жертвовать жизнью американцев, когда мы можем заключить соглашение с Гитлером? Остерегайтесь этой нацистской ловушки! Нацистские волки готовятся обрядиться в овечью шкуру. Они предложат нам выгодные условия мира, и, не успев опомниться, мы окажемся в плену их идеологии. Тогда мы станем рабами. Они уничтожат нашу свободу, завладеют нашими умами, навяжут нам единый язык, будут хозяевами наших жизней. Миром станет управлять гестапо. Фашисты будут распоряжаться нами и на расстоянии. Таким в действительности окажется мир будущего.

Обладая господством в воздухе, нацисты подавят всякое сопротивление их новому "порядку". Прогресс человечества окажется приостановленным. Права национальных меньшинств, права трудящихся, права граждан будут уничтожены, превращены в прах. Если мы послушаем "пацифистов", если мы пойдем на мир с Гитлером-победителем, его диктаторский режим возьмет под контроль весь мир.

Будем же бдительными, мы, защитники демократии! Мы, любящие свободу и свободу слова! Не дадим себя покорить! Будем же остерегаться "пацифистов", которые всегда поднимают голову после катастрофы!

Если мы будем бдительными, если мы сохраним свой дух, нам нечего бояться. Не надо забывать, что Англия была спасена именно благодаря своему духу. Если дух и нашего народа останется непокоренным, победа будет обеспечена.

Гитлеру не раз сопутствовала удача. Война в России имеет для него решающее значение. Дай же Бог, чтобы он не мог этим летом захватить Кавказ. Дай же Бог, чтобы он провел еще одну зиму на подступах к Москве. Шансы на удачу у него невелики, но они существуют.

Однако если шансы на удачу есть у Гитлера, то почему они не могут быть у нас?

Так воспользуемся же ими! Больше бомб на Берлин! Больше транспортных самолетов для решения проблемы перевозок! И прежде всего необходимо открыть второй фронт!

Поставим перед собой цель добиться победы весной. Вы, рабочие заводов, вы, труженики полей, вы, воины, вы, граждане всего мира, – трудитесь, боритесь во имя достижения этой цели! Вы, официальные лица в Вашингтоне, вы, официальные лица в Лондоне, – дайте нам возможность претворить в жизнь наше стремление победить весной!

И если таково наше стремление, если мы работаем во имя его, если мы живем, одушевленные этим стремлением, родятся силы, которые удесятерят нашу энергию и наш порыв.

Сделаем же невозможное! Не забудем, что история человечества знает свершение дел, выполнение которых казалось невозможным»*.

_____________
*Цит. по: Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М. : Искусство, 1991. Т. 2. С. 114-116.

@темы: Цитаты, В этот день

23:41 

В этом месяце: Июль

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
С небольшой задержкой, но мы все же возвращаемся к интересным событиям в жизни Чарли Чаплина, происходившим в текущем месяце.

***

В этом месяце: ИЮЛЬ

1903 год. Театральный дебют юного Чаплина. Ему удается получить роль посыльного Билли в пьесе Уильяма Джиллетта "Шерлок Холмс". Одновременно ему предлагают роль в спектакле "Джим, роман оборванца" (Jim, A Romance of Cockayne), который должен был пройти до начала гастролей "Холмса". Автором "Джима" и исполнителем главной роли в нем был Гарри Артур Сейнтсбери, который также должен был играть роль Шерлока Холмса в грядущей постановке и, как ведущий актер, имел право принимать или отклонять кандидатуры на другие роли. Юный Чаплин определенно ему понравился, поскольку тот сразу отдал ему роль, не попросив даже прочитать что-нибудь из нее, чего Чарли очень боялся, поскольку читал он тогда с трудом. Роль он смог выучить дома с помощью Сиднея.
Чаплин восхищался Сейнтсбери и многому научился под его руководством.

"Эти первые репетиции оказались для меня откровением, - писал он в своей автобиографии. - Они раскрывали передо мной новый мир техники сценического искусства. Я понятия не имел, что существуют ритм действия, умение держать паузу, умение легко входить в предлагаемую режиссером мизансцену. Все это пришло ко мне само собой. Мистеру Сейнтсбери пришлось исправить только один мой недостаток: говоря, я дергал головой и слишком гримасничал". [1]

В интервью 1916 года Чаплин говорил: "Меня и мою работу всегда связывают с той школой, что я прошел у Фреда Карно в водевиле. На самом деле, я обязан обучению у мистера Сейнтсбери, который дал мне мою первую официальную роль Билли, мальчика из Шерлока Холмса, больше, чем кому-либо другому в этом мире". [2]
"Джим, роман оборванца" шел всего две недели и не снискал успеха у публики, однако критики успели оценить юного Чарли, как подающего надежды молодого актера. Неудача с "Джимом", вероятно, заставила поторопиться с репетициями "Шерлока Холмса". Чаплин впервые сыграл Билли в конце июля 1903 года и исполнял эту роль в разных труппах вплоть до марта 1906 года, успев сыграть и бок о бок с самим Уильямом Джиллеттом. Вероятно, что и Джиллетт тоже дал ему немало. Согласно Дэвиду Робинсону:

Хотя он [Джиллетт] вырос среди интеллектуалов, играл и писал он подчеркнуто просто. Он считал, что драматург должен изучать не теорию драмы, а публику; когда пишешь пьесу, надо наблюдать жизнь, а не заботиться о том, чтобы речь была правильной, зрелище - красивым. Из ненависти к ходульной мелодекламации он намеренно снижал и облегчал слог, что получалось лучше в комических, чем в любовных сценах. Его главным принципом было: актер должен убеждать зрителей, что делает все впервые. Об этом он написал эссе, изданное в 1915 году и озаглавленное "Иллюзия первого раза". [3]

Несомненно, эти принципы прослеживаются и в будущем творчестве Чаплина.


Чаплин в роли газетчика Сэмми...


...и в роли посыльного Билли

1919 год. Рождение и смерть первого сына Чаплина, Нормана Спенсера, ребенка от его первой жены Милдред Харрис.
Милдред вспоминала, что, хотя они готовились к появлению первенца, когда ей пришло время рожать, водителя не оказалось дома, и Чаплин завернул ее в одеяло и сам отвез ее в больницу.

Врачи пытались спровадить его, когда меня благополучно поместили в палату, но он настоял на том, чтобы остаться, а затем - упал в обморок! Его пришлось вынести на руках. [4]

К сожалению, ребенок родился с серьезными внутренними повреждениями. Врачи пытались спасти его (пока шла операция, Чаплин и его друг Дуглас Фэрбэнкс мерили шагами коридоры больницы), но, увы, безуспешно. Через три дня ребенок скончался. На следующий день его похоронили на кладбище Инглвуд. По желанию Милдред на надгробии было выбито только прозвище малыша: "Мышонок" (The Little Mouse).


Могила Нормана Спенсера Чаплина на кладбище Инглвуд

Бытует распространенное мнение, что переживания из-за смерти сына в итоге вдохновили Чаплина на создание "Малыша".

P.S. Интересно, что день рождения последнего ребенка Чаплина - Кристофера - всего на день позже Нормана (8 июля).

1932 год. Знакомство с Полетт Годдар. Чаплин встретил ее на яхте Джозефа Шенка, и они сразу же заинтересовались друг другом. Во время первой встречи Полетт поделилась своими планами вложить 50 тысяч долларов, часть алиментов от ее бывшего супруга, в некий кинопроект. У нее были с собой все документы, и она уже была готова их подписать, однако Чаплин отговорил ее от этого, заявив, что сам он не вложил бы ни копейки ни в один проект, кроме своего собственного - и даже это было бы рискованно. С этого момента началась их дружба.
У Чаплина и Полетт было кое-что общее. Родители обоих разошлись, обоим приходилось с малых лет зарабатывать на жизнь и содержать семью. Оба были одиноки. Возможно, это помогло им лучше понять друг друга. По воспоминаниям Ролли Тотеро, бессменного оператора Чаплина, Чарли рассказывал ему, что в самом начале их знакомства Полетт сказала ему:

- Вы знаете, мистер Чаплин, я была замужем и сейчас разведена. Хочу познакомиться и сойтись с величайшим актером Голливуда, а такой актер - вы.
Чарли потом сказал:
- Ну и что? По крайней мере она все сказала откровенно, назвала вещи своими именами.
Он взял ее с собой, представил мистеру и миссис Ривз, пригласил в ресторан, ну и все прочее. Я ей говорю:
- Под руководством мистера Чаплина ты станешь "звездой". Провалиться мне, если не так.
А она:
- Ты так думаешь, Ролли?
- Точно.
<...> То, что они разведутся, было ясно с самого начала. И здесь Полетт была честной: она поняла, что ей лучше быть самостоятельной. То, что она хотела испытать, она испытала. [5]

Лично мне всегда казалось, что Чаплина и Полетт связывала не столько любовь, сколько дружеские отношения. Именно поэтому их брак оказался более удачным, чем первые два брака Чаплина, оказавшиеся убыточными для обеих сторон. Хотя их пути с Полетт, в конце концов, тоже разошлись, они оба получили что-то от этих отношений. Полетт стала для Чаплина "лучиком света" - его музой, его вдохновением. Кроме того, благодаря ей Чаплин стал чаще проводить время со своими сыновьями. Они обожали Полетт, и она платила им взаимностью.


Чаплин и Полетт Годдар в 1932 г.
Больше фотографий платиновой блондинки Полетт можно увидеть тут.



Большие фото в блоге >>>

_____________
[1] Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М. : Искусство, 1990. Т. 1. С. 65.
[2] Charlie Chaplin: A Centenary Celebration / ed. by Peter Haining. Slough : W. Foulsham & Co. Ltd., 1989. P. 37.
[3] Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. Москва : Радуга, 1989. С. 60-61.
[4] Charlie Chaplin: A Centenary Celebration / ed. by Peter Haining. P. 95.
[5] Р. Тотеро. [Тридцать пять лет с Чарли Чаплином] // О себе и своем творчестве / Чаплин Ч.С. ; сост. А. Кукаркин. М. : Искусство, 1991. Т. 2. С. 290-291.

@темы: Mildred Harris, Paulette Goddard, Rollie Totheroh, В этом месяце, Ранние годы

11:37 

Фото в клетке со львом со съемок "Цирка"

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Пока я не успеваю сделать традиционный открывающий июльский пост, оставлю здесь фото со съемок "Цирка". Чаплин, лев Нума и дрессировщик Чарльз Гэй:



И крупнее:



Большие фото >>>

@темы: The Circus

23:15 

Конкурс от Chaplin Office

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
И небольшое объявление.
На официальном сайте Чаплина объявлен конкурс на создание логотипа к его 130-летней годовщине (на следующий год).
Победитель получит два билета в музей Chaplin's World в Швейцарии + проживание в отеле, а логотип будет использоваться чаплинским офисом на протяжении 2019 года.
Все подробности тут.

@темы: События

22:54 

В этом месяце: Июнь

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Продолжение серии постов об интересных событиях в жизни Чарли Чаплина, которые происходили в текущем месяце. Удивительно, но июнь оказался на них достаточно скуден. Я поскребла по всем известным мне источникам, но мой улов оказался небогат и довольно однообразен. Отобрала из него самое, на мой взгляд, значимое.

***

В этом месяце: ИЮНЬ

1932 год. Чаплин возвращается в Америку из кругосветного путешествия, которое продлилось шестнадцать месяцев. Он увидел мир, пораженный Великой депрессией, встретился с политическими и общественными деятелями, интеллектуалами и другими знаменитостями от Уинстона Черчилля до Махатмы Ганди. Впечатления и опыт, почерпнутые в этой поездке, сильно повлияли на его мировоззрения, что нашло отражение в его будущих картинах. В качестве реакции на происходящее в мире в творчестве Чаплина начинают ярче проявляться социальные и политические мотивы.

"Эта поездка произвела на меня неизгладимое впечатление, - писал он в своих путевых мемуарах "Мир глазами комика" (A Comedian Sees the World). - Народные волнения в Европе и других странах, где я побывал, похоже, готовят почву для наступления новой эпохи - теистической, социологической и экономической - какой еще не знала история цивилизаций. Это разжигает во мне жажду новых свершений - жажду сделать что-то такое, чего я еще не делал; возможно, попробовать себя в иной области"¹.

Это стремление Чаплин реализовал двумя способами: еще в поездке он начал работать над своими путевыми мемуарами, которые можно считать его первым самостоятельным литературным опытом (аналогичный путевой очерк "Моя поездка за границу" (My Trip Abroad) о поездке в Европу в сентябре-октябре 1921 года был записан со слов Чаплина журналистом Монтой Беллом) - они были напечатаны в пяти выпусках журнала Women's Home Companion с сентября 1933 по январь 1934 года (отдельной книгой они были изданы лишь в 2014 году).
Спустя же буквально десять дней после своего возвращения Чаплин опубликовал в газете Los Angeles Times свой "экономический план", который, по его словам, должен был решить глобальные экономические проблемы и помочь Германии погасить свой долг (репарации) перед Союзниками. План предполагал выпуск международной фидуциарной валюты в сумме, равной долгу Германии. Номинальная стоимость такой валюты по договоренности между Союзниками устанавливалась бы равной золоту и гарантировалась бы государственными облигациями. Таким образом, каждая страна должна была получить причитающуюся ей долю репараций в этой новой валюте, а Германия была бы освобождена от долговых обязательств. В конечном итоге, "эта валюта, функционируя как золото, дополнила бы мировой капитал"².
"Нынешние беспорядки носят общемировой характер - и только общими усилиями можно их урегулировать", - заявил Чаплин³.

1941 год. Через своего друга Тима Дюранта Чаплин знакомится с Джоан Барри и начинает встречаться с ней. Вскоре он обнаруживает, что она обладает актерским талантом. Знакомые Чаплина сэр Седрик Хардвик и Синклер Льюис обратили его внимание на пьесу Пола Винсента Кэрролла Shadow and Substance ("Тень и субстанция"/"Призрак и действительность" и другие варианты перевода). Льюис заметил, что из истории о "современной Жанне д'Арк" может получиться отличный фильм. Чаплин попросил копию пьесы для ознакомления и через пару дней рассказал об этом Джоан. Та сказала ему, что видела пьесу и хотела бы сыграть главную героиню. Поначалу Чаплин не воспринял ее всерьез, однако Джоан прочитала ему монолог Бриджид с такой убедительностью, что он сделал ее пробы в студии и оказался так воодушевлен результатами, что приобрел права на экранизацию пьесы и тогда же, в июне, заключил с Джоан Барри контракт на исполнение главной роли.
Это стало началом проблем, растянувшихся на четыре года и превзошедших с точки зрения общественного резонанса даже скандальный развод с Литой Грей. Но об этом подробно как-нибудь в другой раз.






Пробы Джоан Барри на роль Бриджид в разных костюмах

1943 год. Женитьба на Уне О'Нил. Пожалуй, одна из самых важных дат в жизни Чаплина. Его последний и - наконец-то - крепкий и счастливый брак. Я даже не стану ничего больше добавлять.


Уна и Чаплин в день свадьбы, 16 июня 1943 г.
Огромное фото >>>

_____________
¹Chaplin C. A Comedian Sees the World. Columbia : University of Missouri Press, 2014. P. 143-144.
²Chaplin Tells Economic Plan // Los Angeles Times. 1932. June 27. P. 13.
³Ibid.

@темы: Joan Barry, Oona O'Neill Chaplin, В этом месяце, Путешествия, Цитаты

Всё о Чарли Чаплине

главная