[текст на экране]
Лита Грей Чаплин родилась в 1908 году как Лиллита Макмюррей. Начинающая актриса стала второй женой Чаплина в 1924 году и матерью его сыновей, Чарльза-младшего - в 1925 и Сиднея - в 1926. Пара развелась в 1926 году, и Грей позже описала их бурные отношения в своей автобиографии "Моя жизнь с Чаплином", опубликованной в 1966 году [1].
"Я правнучатая племянница бывшего губернатора Калифорнии Генри Т. Гейджа и правнучка Марии Мерсед, которая была матерью моей бабушки и владела [землей в] Кукамонга, а ее сестра владела Чино [2].
Эта ветвь моей семьи - несколько поколений, родившихся в Калифорнии - уходит своими корнями к [фамилиям] Альварадо, Пико и Римпо. Все эти улицы были названы в честь кузенов моей бабушки. Эта ветвь берет свое начало от очень известной испанской семьи по фамилии Луго. Я уверена, что вы слышали о династии Луго. Они привезли в эту страну первых лошадей. И также они были одной из первых фамилий, которые получили землю от испанского короля.
Когда я познакомилась с Чарли, мне было шесть лет [3]. Хозяин маленького кафе на Голливудском бульваре взял меня за руку, чтобы познакомить со знаменитым Чарли, который сидел за столом со своим другом. На нем был костюм Бродяги и грим, который использовали в те годы. И я была поражена, потому что бабушка часто водила меня в кинотеатр Вестлэйк посмотреть "Опасные похождения Полины" (The Perils of Pauline), сериал с Рут Роланд и ранние фильмы Чаплина. И я никак не могла понять, как может этот человек, сидящий за столом, быть тем человеком, которого я видела на экране. Это напугало меня, и я убежала к матери.
Следующий раз был, когда мне исполнилось двенадцать лет. Я играла перед нашим многоквартирным домом, когда чарлин ассистент режиссера [Чак Райзнер] проходил по Де Лонгпре - это авеню, проходящая мимо студии Чаплина. И они, по-видимому, обсуждали свою картину. И ассистент Чарли сказал ему: "Это та девочка, о которой я тебе рассказывал". Я подбежала к ним познакомиться. Чарли посмотрел на меня и сказал: "О да, она очень хорошенькая. Хочешь сняться в кино?" Я ответила: "Мне нужно спросить у мамы". После этого я взбежала по ступенькам к нашей квартире и привела к ним мать, и они всё обговорили и заключили контракт со студией Чаплина. Я должна была появиться в картине под названием "Малыш", где было много детей. Чтобы я выглядела старше своих лет в "Малыше", Чарли использовал костюм, а мои волосы собрали наверх. У меня были высокие каблуки, на мне была одежда моей матери, и я казалась гораздо старше. Поэтому мне дали роль "флиртующего ангела". Я была в восторге.
Джеки Кугану было четыре года, а мне двенадцать. Не очень большая разница в возрасте. Мы много играли с Чарли, он плавал с нами в студийном бассейне... нам, детям, было очень весело.
Как режиссер, он был неоднозначным, потому что одна теория состоит в том, что, как режиссер, ты должен добиваться от актеров лучшего, на что они способны, а не заставлять актера только повторять то, что ты делаешь. А метод Чарли заключался в том, чтобы показать актеру, как надо играть, и заставить его сыграть так, как сыграл бы он сам. В этом смысле он был неоднозначным. Так что... не знаю, тут могут быть разные точки зрения. Я принимала как должное то, что он прав в том, что делал - в конце концов, он прославился своими фильмами во всем мире, так что... кто я была такая, чтобы спорить?
Во время съемок "Малыша" он прекратил работу над фильмом, потому что у него закончились идеи и он не знал, чем закончить фильм, и... он снимал короткометражные фильмы. Мы с мамой играли французских горничных в, кажется, "Праздном классе" [4].
У Чарли было нечто вроде семьи: люди, которые работали на него и были с ним долгое время. В самом деле, они были с ним до тех пор, пока он не покинул эту страну. Его оператор, Ролли Тотеро, и Генри Бергман - мне кажется, он [Чаплин] финансировал ресторан для Генри на Голливудском бульваре. Ресторан "Дели" (?) [5]. И Эдна Первайенс, я полагаю, получала зарплату вплоть до самой смерти - его ведущая актриса.
Когда закончился срок моего контракта, я вернулась в школу, и когда мне исполнилось пятнадцать, Мерна Кеннеди - моя близкая подруга, мы с ней вместе ходили в школу танцев - годилась мной, потому что я снималась у Чарли Чаплина, и она сказала, что хотела бы познакомиться с ним. А я сказала: "Пойдем на студию, может, застанем его там". Так что я взяла с собой Мерну, и мы зашли на студию. Нам повезло: Чарли был в офисе снаружи - прямо рядом с улицей. Обычно его невозможно было там поймать. Но он заметил меня и сказал: "О, ты как раз вовремя! Я провожу пробы девушек, желательно брюнеток - темные глаза, темные волосы, как у тебя - на главную роль в "Золотой лихорадке". Хочешь пройти пробы?" И я ответила: "О да, я буду очень рада". Конечно, Мерна просто потеряла дар речи. Итак, он сделал пробы и оказался очень ими доволен, и меня снова наняли. Теперь у меня был еще один годовой контракт на съемки в "Золотой лихорадке". Ну, далее за этим, конечно, последовала поездка в Траки. В снега, где мы должны были снимать все общие планы многочисленных людей, поднимавшихся на заснеженную гору. Длинная, длинная вереница... это был очень общий план. Я тоже там была, но вы не смогли бы меня разглядеть на таком расстоянии. Конечно, вы знаете, что Чарли снимал долго. Он снимал дубль за дублем, дубль за дублем, он мог бы свести с ума любую киностудию, но он вкладывал свои собственные деньги и он был перфекционистом, так что...
Мы вернулись на студию и еще кое-что досняли. Конечно, сцены с хижиной, съезжающей с горы, были сняты на студии. Дом был построен, и там были специальные приспособления, чтобы рабочие тянули за веревки и хижина понемногу соскальзывала. Так что всё это было снято на студии. И немного позже этого Чарли и я поженились. Поэтому меня заменила Джорджия Хэйл, у которой были мои данные - темные глаза, темные волосы - она была чем-то на меня похожа, на самом деле. Потому что Чарли, снимающий картину два года... я стала бы огромной как дом к тому моменту, как пришло бы время рожать ребенка. Так что меня пришлось заменить".
Продолжение интервью тут.
_____________
[1] Лита написала вторую, более фактически точную автобиографию - Wife of the Life of the Party (The Scarecrow Press, Inc., 1998), которая была издана уже после ее смерти.
[2] Ранчо-Кукамонга - ныне город в округе Сан-Бернардино в южной Калифорнии; Ранчо-Санта-Ана-дель-Чино занимало территорию современных городов Чино и Чино-Хиллс - также в округе Сан-Бернардино в южной Калифорнии.
[3] Лита долгое время считала, что описанный ею случай произошел в апреле 1914 года, в день ее рождения. Однако киноисторик Джеффри Ванс справедливо заметил, что к этому времени фильмов с участием Чаплина вышло совсем немного и к нему еще не успела прийти его известность. По предположению Ванса, первая встреча Литы и Чаплина произошла, скорее всего, в апреле 1916 года, когда ей было восемь лет, а Чаплин работал в компании Mutual (См. Grey Chaplin L., Vance J. Wife of the Life of the Party : a memoir. Lanham, Md. : The Scarecrow Press, Inc., 1998. P.4).
[4] Думаю, здесь Лита просто перескочила на другую мысль, поскольку "Праздный класс", разумеется, был снят уже после "Малыша".
[5] Видимо, Лита что-то путает, поскольку ресторан назывался Henry's ("У Генри").