Записи с темой: ПУТЕШЕСТВИЯ, путеШЕСТВИЯ (5)
If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Отрывок из биографии Дэвида Робинсона "Чарли Чаплин. Жизнь и творчество" (Москва : Радуга, 1989. С. 385-388):



...Чаплин нашел в себе силы сделать то, на что у него не хватило духу в 1921 году, – он посетил Хэнуэллский приют, в котором провел самые одинокие месяцы своего детства. Хотя Карлайл Робинсон писал, что в этой поездке с ним был Ральф Бартон, газетные репортажи показывают, что приехал он один, никого не предупредив заранее. Однако, как только в приюте узнали о его приезде, всех охватило небывалое волнение:

«Он вошел в столовую, и четыре сотни мальчиков и девочек встретили его дружным криком. При этом он сумел «подать» свой выход на сцену.

Он поднес руку к шляпе, и она волшебным образом сама взлетела в воздух! Он взмахнул тростью – и она сама сделала ему подножку! Он развернул носки ботинок и пошел своей неповторимой походкой! Это Чарли! Крики! Вопли радости! Новые крики!

Он сам радовался, как ребенок.

Он поднялся на помост и объявил, что сейчас покажет, как старик рассматривает развешанные на стене картины. Он повернулся к детям спиной и пошел вдоль стены, вперив в нее взгляд. И – чудо из чудес! – с каждым шагом старик становился все выше ростом! Вот он подрос на фут, на два фута! Старик стал великаном!

Секрет этого волшебства несложен, если смотреть на Чарли спереди. Он поднял над головой пальто, поддерживая плечи на кончиках пальцев, удерживая шляпу на воротнике пальто.

Он посмотрел, как купают младших воспитанников, обряжают их в ночные рубашки, а потом рассаживают сушиться вокруг огня, и младшие тоже устроили ему овацию, и он сам смеялся, как дитя.

Дети никогда не забудут его посещения»*.

Эта поездка очень подействовала на Чаплина. Робинсон писал, что в отель он вернулся в слезах. Через день-другой Чаплин признался Томасу Берку, что это было «самое волнующее событие во всей его жизни… Он признался, что действительно испытал там и чувство страха, и боль, но только рад этому. Тут я понял, что его аналитической натуре интересно изучать биение больного нерва, следить за тем, как влияет на него боль. Он обожает изучать себя».

Чаплин сказал Берку: «Я именно этого и хотел и ни за что на свете не отказался бы от этого. Ощущение такое, будто ты мертв и вернулся на землю с того света. Вдохнуть запах этой столовой и вспомнить, что вот здесь сидел ты и эта зарубка на столбе сделана твоей рукой. Только это ведь был не ты – или ты, но в иной жизни, твой духовный собрат, то, чем ты был и уже перестал быть. Как змея, которая иногда сбрасывает кожу. Это уже не твоя кожа, но запах у нее еще твой. О, это было чудесно! Когда я туда приехал, я понял, что именно этого я хотел многие годы. Все готовило эту поездку, я уже созрел для нее. Мое возвращение в Лондон в 1921 году и нынешний приезд – это все чудесно, но не идет ни в какое сравнение с тем, что я испытал в приюте. Оказаться среди этих зданий, почувствовать, какие нити связывают тебя со всем – и с горем, и с чем-то совершенно иным… И еще это потрясение. Понимаете, я никак не думал, что меня ждет потрясение. С тех пор, как я был там, прошло тридцать лет, а тридцать лет… В Америке нет ничего, что просуществовало бы так долго. Я желал этого потрясения, Господи, как я его желал! Сам не верил, что его испытаю.

Итак, я сел в такси, сказал водителю, куда ехать, и мы поехали. И уже когда мы подъехали к приюту, вокруг только улицы, дома и магазины. И я подумал – его уже нет. Не знаю, что стал бы я делать, если бы оказалось, что приюта действительно нет. Наверно, тут же уехал бы назад в Голливуд. Потому что я приехал именно ради этого. Я приказал шоферу ехать дальше, хотя сам подумал, что это бессмысленно, я ведь навсегда запомнил, что приют был за городом, в окружении полей. И тут такси остановилось и свернуло с главной дороги; пошли кусты, за ними поля. И вдруг – откуда ни возьмись – вот он! Вот он – точно такой, как во время моего отъезда отсюда. Я в жизни не испытывал ничего подобного. Я так волновался, что мне чуть не стало плохо».

Берк пытался отчитать его за сентиментальность этой попытки вернуть навсегда ушедшее прошлое. «Но ведь это прошлое можно взять в руки и потрогать, – ответил Чаплин. – Человек волен думать, что был когда-то счастлив или страшно несчастен – может быть, это одно и то же, если чувства так остры, – и тогда человек что-то приобретает, увидев еще раз место, где все это происходило… И потом, пусть такая впечатлительность болезненна, мне она на пользу. Я ею живу».

Чаплина так тронула радость детей, что он пообещал им приехать еще раз и привезти в подарок кинопроектор. Робинсону было поручено приобрести через «Юнайтед артистс» самую подходящую аппаратуру. Каждому ребенку был приготовлен подарок – пакет сладостей, апельсин и новенький шиллинг в конверте с надписью «подарок от Чарли Чаплина».

Однако в день, намеченный для визита, Чаплин поехал завтракать с леди Астор. То ли эмоциональное потрясение от первой поездки оказалось слишком сильным, то ли, наоборот, оно быстро забылось, но никакие мольбы Робинсона не смогли заставить Чаплина отказаться от своего решения. Отвезти подарки поручили Робинсону и Коно, и им было очень не по себе, когда их лимузин проталкивался через огромную толпу, собравшуюся в надежде хотя бы мельком увидеть своего идола. Приехало также множество репортеров, и они не преминули отметить, что вид стола, накрытого к чаю в приютской столовой для гостя, который так и не появился, напоминает им «Золотую лихорадку»...


20 февраля 1931 г. Чаплин в Хануэллском работном доме, он же школа, он же приют (с трудом, но Чаплина можно разглядеть). Фото найдено здесь. По ссылке еще много фотографий школы и окрестностей.

_____________
*Здесь и далее Дэвид Робинсон использует цитаты из книги Томаса Берка City of Encounters ("Город встреч").

@темы: Путешествия, Это интересно, Воспоминания о Чаплине, Thomas Burke

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Я вернулась и потихоньку пытаюсь въехать в прежний ритм :) Пока что вот небольшая подборка отпускных фотографий самого Чаплина. Они относятся к его кругосветному туру 1931-1932-х годов. Здесь он запечатлен в отеле Méramar в Биаррице, Франция. А я буду готовить более содержательные посты. Заходите в гости, впереди еще много интересного!











@темы: Путешествия

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Редкие и интересные фотографии Чаплина с его семейством на отдыхе в Кении.
Фотографии сделаны Уной.











(c) Отсюда (большие фото по ссылке)

@темы: Путешествия, Geraldine Chaplin, Oona O'Neill Chaplin, Поздние годы, Michael Chaplin

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Продолжение серии постов об интересных событиях в жизни Чарли Чаплина, происходивших в текущем месяце. Сентябрь - месяц важных путешествий. Я уже упоминала кое о чем в других постах, но эти события так хорошо встают в один ряд, что, пожалуй, повторить будет не лишним.

***

В этом месяце: СЕНТЯБРЬ

1910 год. Чаплин впервые выезжает на гастроли в США.
В 1910 году Альфред Ривз, менеджер американской труппы Карно, вернулся в Англию, чтобы набрать новый состав для американского тура. Эми Министер, одна из актрис труппы Карно, ставшая женой Ривза аккурат во время грядущих гастролей, посоветовала ему обратить внимание на "одного способного мальчика" - Чарли Чаплина. Ривз решил взглянуть на него. Чаплин тогда играл в скетче "Бесстрашный Джимми" (Jimmy the Fearless).

"Я заглянул как раз в ту минуту, когда он с большим жаром произносил классическую фразу: "Грянул выстрел, и еще один краснокожий рухнул на землю!.."
Он был точь-в-точь лондонский мальчишка, знающий каждый уголок города, - мальчишка, который умело лавирует среди мчащихся карет и авто и чудом остается в живых. Кепочка у него была сдвинута на затылок, рукава ему были коротки, манжеты обтрепаны - он давно вырос из костюма.
Но какая это находка, я понял только тогда, когда увидел один неподражаемый жест. Отец велит ему оставить книжку и приняться за ужин. "Давай ешь, сынок", - говорит он, подпихивая к нему булку. И вот я заметил, что Чарли режет хлеб, не поднимая глаз от книги. Особенно же меня поразило, что по рассеянности он держит нож в левой руке. Я не знал тогда, что Чарли левша. Дорезал булку до конца и потом, смотрю, превратил ее в какую-то гармошку". [1]

Через несколько лет Чаплин повторил этот трюк в фильме "Бегство в автомобиле" (A Jitney Elopement). После спектакля Ривз заглянул к нему в гримерную и спросил, не хочет ли он поехать в Америку. "Очень буду рад, если возьмете", - ответил Чаплин.

"Я сказал, что надо поговорить с Карно. Услышав это, он стер с лица остатки грима, широко улыбнулся, и я увидел, что он красивый. Еще там, в уборной, я твердо решил его взять".
"Ладно, - сказал Карно, - берите его в американскую труппу, если, по-вашему, он дорос до таких ролей". Мы тогда играли "Вечер в английском мюзик-холле", "Вечер в лондонском клубе" и "Вечер в лондонском тайном обществе".
"Конечно дорос, - сказал я. - Он годится для любой роли, и по возрасту, и по уму, и по таланту". [2]

Сам Чаплин, узнав, что Альфред Ривз набирает новую труппу, со своей стороны сделал все, чтобы ему понравиться. Америка виделась ему, как и многим другим, страной новых возможностей. Он чувствовал, что на английской сцене ему некуда больше расти, возможности его в этой стране очень ограничены и, если он останется в Англии, перспектив у него не будет практически никаких. В Америке же, казалось ему, он сумеет добиться большего. По воспоминаниям Чаплина Карно не сразу дал положительный ответ, и ему пришлось какое-то время мучиться неизвестностью. Только когда Карно увлекся новым скетчем "Уоу-уоус" (The Wow-Wows), он согласился отправить Чаплина в Америку в качестве исполнителя главной роли в нем.
Новая труппа отплыла на корабле "Каирнрона" 22 сентября 1910 года. Это было судно для перевозки скота, поэтому путешествие оказалось не самым комфортным для актеров. Тем не менее, они не унывали.

"Каирнрона" было судном для перевозки скота, но никакого скота на борту не было, разве что считать скотом нас - ведь иногда мы именно так себя и ощущали, - вспоминал Стэн Лорел, который выступал вместе с Чаплином в составе той же труппы. - По крайней мере, еда по большей части напоминала фураж; да и погода нас не баловала. Но нам было весело, ведь мы все занимались отличным делом, мы были молоды, и мысль о том, куда мы едем, приводила нас в восторг. Никогда не забуду того, что случилось потом. Мы все сидели на палубе, наблюдая за появлявшимся из тумана материком. Вдруг Чарли подбежал к перилам, стащил с головы шляпу и, размахивая ею, закричал: "Америка, я еду завоевывать тебя! Мое имя будет на устах каждого мужчины, женщины и ребенка - Чарльз Спенсер Чаплин!" Мы шутливо освистали его, он церемонно поклонился нам и сел на место. Много лет спустя, когда бы я ни встречался с кем-либо из старой труппы [Карно], мы всегда вспоминали этот эпизод и дивились тому, как прав тогда оказался Чарли". [3]

Как бы там ни было, первый тур не привнес больших изменений в жизнь Чаплина, и в июне 1912 года он вместе с труппой вернулся в Англию. Удача улыбнулась ему лишь во время второго тура - именно тогда его наконец-то заметили и предложили сниматься в кино. Дальнейшая история всем известна.
Подробнее о двух американских турах Чаплина можно почитать здесь.


На борту "Каирнроны". Слева направо: Альф Ривз, Эми Министер, Мюриэль Палмер и Чарли


Чаплин в Сан-Франциско. Слева стоит Альф Ривз.

1921 год. Чаплин возвращается в Европу и навещает Лондон первый раз за девять лет своего отсутствия.

Паштет из почек, грипп, телеграмма... Такова была триада; из нее возник начальный импульс. Хотя не исключены и неосознанная тоска по родине, и желание услышать аплодисменты в Европе. И вот я решился на поездку.
Целых семь лет я грелся в горячих лучах вечного солнца Калифорнии, солнца, искусственно усиливаемого в киноателье лампами Купера - Хьюиша. Целых семь лет я работал, охваченный одним-единственным стремлением. В конце концов мне захотелось бежать отсюда. Бежать из Голливуда, от киноколонии, подальше от сценариев, запаха целлулоида в ателье, контрактов, газетных заметок, монтажных, от толп народа, купающихся красоток, традиционных тортов с кремом, больших башмаков и маленьких усов. Я находился на вершине успеха, но такого успеха, который уже грозил застоем.
Мне хотелось эмоциональной разрядки. Возможно, эту причину трудно воспринять всерьез, но уверяю вас, что даже клоуну не чужды светлые мысли. И я как раз нуждался хотя бы в толике их. [4]

Желание сделать перерыв и отдохнуть от всего было вполне объяснимо, ведь Чаплин непрерывно работал много лет - еще и до того, как пришел в кино. Предстоящая премьера "Малыша" в Лондоне послужила хорошим поводом для поездки. Вполне возможно, не последнюю роль сыграло и письмо от Хетти Келли, первой влюбленности Чаплина, которое он получил в 1918 году и в котором она приглашала его навестить ее, если он когда-нибудь снова будет в Лондоне. Чаплин еще не знал, что Хетти умерла тогда же, в 1918-м от инфлюэнции.
Как бы там ни было, решение поехать в Европу возникло у него спонтанно, и, отложив работу над новым фильмом, он тут же воплотил свое решение в жизнь, взбаламутив окружающих.
3 сентября Чаплин отплыл из Нью-Йорка на пароходе "Олимпик" - на том же судне, на котором он покинул Англию вместе с труппой Карно в 1912 году. Тогда он плыл во втором классе, а теперь мог позволить себе каюту-люкс. "Я знал Лондон, как знают его обитатели лэмбетских трущоб, а сейчас, богатый и знаменитый, я увижу Лондон новыми глазами, будто первый раз в жизни", - писал он в своей автобиографии. [5] Компанию Чаплину в этой поездке составляли его секретарь Том Харрингтон, пресс-секретарь Карлайл Робинсон и друг Чаплина - писатель Эдвард Ноблок.
Иронично, но когда он уезжал из Англии в 1912 году, то был никому не нужен. Теперь его везде встречали огромные толпы поклонников и репортеров. Именно во время этой поездки Чаплину предстояло осознать, насколько далеко за пределы Соединенных Штатов распространился его успех.


Чаплин прибывает в Саутгемптон на борту "Олимпика" 9 сентября 1921 г.


Окруженный толпой поклонников у входа в отель Ритц (Лондон)

1952 год. Чаплин с женой и детьми отплывает из Нью-Йорка на лайнере Queen Elizabeth, следующем в Англию. Он собирался присутствовать на мировой премьере "Огней рампы" в Лондоне, а после устроить себе отпуск и показать Уне город своего детства. Ему суждено было вернуться в Америку лишь через двадцать лет: 19 сентября во время обеда Гарри Крокер, также сопровождавший Чаплина в этой поездке, получил каблограмму, в которой сообщалось, что разрешение на въезд в США для Чаплина было аннулировано. Страна, которая позволила ему взлететь на недостижимую высоту, в конечном итоге отвернулась от него.
Более подробно об этом дне я уже писала здесь.


Чаплин и Уна с детьми на борту Queen Elizabeth

Большие фото в блоге >>>

_____________
[1] Цит. по: Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. М., 1989. С. 80-81.
[2] Цит по: Там же.
[3] Цит. по: McCabe J. Charlie Chaplin. London, 1979. P. 38-39.
[4] Чаплин Ч.С. Моя поездка за границу // О себе и своем творчестве. М., 1991. Т. 2. С. 6.
[5] Чаплин Ч.С. Автобиография // О себе и своем творчестве. М., 1990. Т. 1. С. 195.

@темы: Путешествия, Ранние годы, Oona O'Neill Chaplin, Воспоминания о Чаплине, Fred Karno Company, Alf Reeves, Stan Laurel, В этом месяце

If you’re looking for rainbows, look up to the sky, but never, no never look down.
Продолжение серии постов об интересных событиях в жизни Чарли Чаплина, которые происходили в текущем месяце. Удивительно, но июнь оказался на них достаточно скуден. Я поскребла по всем известным мне источникам, но мой улов оказался небогат и довольно однообразен. Отобрала из него самое, на мой взгляд, значимое.

***

В этом месяце: ИЮНЬ

1932 год. Чаплин возвращается в Америку из кругосветного путешествия, которое продлилось шестнадцать месяцев. Он увидел мир, пораженный Великой депрессией, встретился с политическими и общественными деятелями, интеллектуалами и другими знаменитостями от Уинстона Черчилля до Махатмы Ганди. Впечатления и опыт, почерпнутые в этой поездке, сильно повлияли на его мировоззрения, что нашло отражение в его будущих картинах. В качестве реакции на происходящее в мире в творчестве Чаплина начинают ярче проявляться социальные и политические мотивы.

"Эта поездка произвела на меня неизгладимое впечатление, - писал он в своих путевых мемуарах "Мир глазами комика" (A Comedian Sees the World). - Народные волнения в Европе и других странах, где я побывал, похоже, готовят почву для наступления новой эпохи - теистической, социологической и экономической - какой еще не знала история цивилизаций. Это разжигает во мне жажду новых свершений - жажду сделать что-то такое, чего я еще не делал; возможно, попробовать себя в иной области"¹.

Это стремление Чаплин реализовал двумя способами: еще в поездке он начал работать над своими путевыми мемуарами, которые можно считать его первым самостоятельным литературным опытом (аналогичный путевой очерк "Моя поездка за границу" (My Trip Abroad) о поездке в Европу в сентябре-октябре 1921 года был записан со слов Чаплина журналистом Монтой Беллом) - они были напечатаны в пяти выпусках журнала Women's Home Companion с сентября 1933 по январь 1934 года (отдельной книгой они были изданы лишь в 2014 году).
Спустя же буквально десять дней после своего возвращения Чаплин опубликовал в газете Los Angeles Times свой "экономический план", который, по его словам, должен был решить глобальные экономические проблемы и помочь Германии погасить свой долг (репарации) перед Союзниками. План предполагал выпуск международной фидуциарной валюты в сумме, равной долгу Германии. Номинальная стоимость такой валюты по договоренности между Союзниками устанавливалась бы равной золоту и гарантировалась бы государственными облигациями. Таким образом, каждая страна должна была получить причитающуюся ей долю репараций в этой новой валюте, а Германия была бы освобождена от долговых обязательств. В конечном итоге, "эта валюта, функционируя как золото, дополнила бы мировой капитал"².
"Нынешние беспорядки носят общемировой характер - и только общими усилиями можно их урегулировать", - заявил Чаплин³.

1941 год. Через своего друга Тима Дюранта Чаплин знакомится с Джоан Барри и начинает встречаться с ней. Вскоре он обнаруживает, что она обладает актерским талантом. Знакомые Чаплина сэр Седрик Хардвик и Синклер Льюис обратили его внимание на пьесу Пола Винсента Кэрролла Shadow and Substance ("Тень и субстанция"/"Призрак и действительность" и другие варианты перевода). Льюис заметил, что из истории о "современной Жанне д'Арк" может получиться отличный фильм. Чаплин попросил копию пьесы для ознакомления и через пару дней рассказал об этом Джоан. Та сказала ему, что видела пьесу и хотела бы сыграть главную героиню. Поначалу Чаплин не воспринял ее всерьез, однако Джоан прочитала ему монолог Бриджид с такой убедительностью, что он сделал ее пробы в студии и оказался так воодушевлен результатами, что приобрел права на экранизацию пьесы и тогда же, в июне, заключил с Джоан Барри контракт на исполнение главной роли.
Это стало началом проблем, растянувшихся на четыре года и превзошедших с точки зрения общественного резонанса даже скандальный развод с Литой Грей. Но об этом подробно как-нибудь в другой раз.






Пробы Джоан Барри на роль Бриджид в разных костюмах

1943 год. Женитьба на Уне О'Нил. Пожалуй, одна из самых важных дат в жизни Чаплина. Его последний и - наконец-то - крепкий и счастливый брак. Я даже не стану ничего больше добавлять.


Уна и Чаплин в день свадьбы, 16 июня 1943 г.
Огромное фото >>>

_____________
¹Chaplin C. A Comedian Sees the World. Columbia : University of Missouri Press, 2014. P. 143-144.
²Chaplin Tells Economic Plan // Los Angeles Times. 1932. June 27. P. 13.
³Ibid.

@темы: Путешествия, Цитаты, Joan Barry, Oona O'Neill Chaplin, В этом месяце